Киноклуб Psychologies

С Еленой Погребижской
О ведущей
619

Мышеловка

2015, Россия
Трейлер
«Мышеловка» (2015, Россия) 57 минут
Режиссер: Кристина Квитко

Идея, камера, монтаж — Кристина Квитко
Звук, цвет — Юрий Геддерт

Можно ли сбежать от семьи в психиатрическую больницу? Передозировка наркотиков — и ты «на свободе». Теперь Даша лежит на больничной кровати, рисует и курит. Курит. Курит. Курит... Замкнутое пространство больницы давит все больше — как долго придется существовать в этой коробке?.. Наступает день выписки, впереди – возвращение домой. 

Елена Погребижская
Журналист, режиссер документального кино

Из всех документальных киноклубов, которые я веду в Москве, самым посещаемым был показ вот этого фильма. Народ чуть на люстрах не висел, и сидел во всех проходах на ступеньках. Причиной было то, что в кратком анонсе киноклуба было написано, что он посвящен психологическому насилию в семье. Именно с темой насилия люди и вошли в резонанс. Никакая другая тема не давала такого эффекта, ни кино о войне, ни кино о сиротах, бездомных, врачах, катастрофах, полицейских, темы смертной казни, патриотизма, трудовых мигрантов и ВИЧ. Все остальные фильмы зрителей интересовали гораздо меньше, чем возможность посмотреть на семью, где давят на детей. И вот оно, это кино для вас. Смотрите и комментируйте фильм «Мышеловка» Кристины Квитко-Грачёвой.

37 комментариев
Ice33
6 лет  назад
Добротный дом, хорошее хозяйство. Семья с хорошими задатками, правильной ориентировкой по жизни. Материально очень прилично. Но этого, как здесь показано, недостаточно для гармоничного развития личности. Мать разговаривает с детьми довольно жестко, (но мораль правильная) девочку, как творческого, ранимого человека, это травмирует, и она своим поведением, требует к себе другого обращения. Но психологически мать не справляется с воспитанием 4 детей, и поэтому у нее появились (или были) истерические наклонности, или психопатические. Генетику никто не отменял, девочка вскользь сказала, кто был ее отец. (Не понятно, он отец всем четверым?) Старшие дети дети сложные, одной матери с ними трудно. Мне интересно, как они оказались в деревне? Они не классические деревенские жители. И потом в сельской местности больше свободы, больше жизни, но и  возможность стать отрицательным элементом в разы увеличивается. 
Psy like0
Elle70
6 лет  назад
На мой взгляд, это фильм совсем не о "насилие" в семье. Он о "маме-девочке", которая когда-то давно сбежала "в лес" от своих родителей и мира, родила  детей, но так и не нашла себя. Для меня главная героиня - мама и ее проблема. Она до сих пор не знает кто она, зачем живет, чувствует гиперответственность за свои детей, но не справляется. Я не увидела никакого "ужаса-ужаса" в ее криках на детей (конечно мы все так не кричим, мы хорошие - бред, кричат и давят все, но по разному и не всегда бессмысленно). Дети как галчата раскрыв рот ждут, что она объяснит кто они и научит, как  жить, а она не может. Сама не знает и не умеет. Дочка (героиня фильма) - такая истинная "девочка" внутри, хочет, чтобы ее другого психотипа мама, научила быть и жить женщиной, а она не может. Просто не знает, что это. Тут могла бы помочь бабушка, которая больше "девочка", но она похоже занята только собой ( от чего видимо в свое время и бежала мама). Тут нужен хороший психолог для мамы, чтобы помочь ей разобраться с собой, тогда и ситуация с детьми и у детей начнет меняться, потому что по сути мама любит детей, а они ее и друг к другу все очень привязаны.   
Psy like0
pogrebizhskaya
6 лет  назад
у вас очень позитивный взгляд на эту семью)
Psy like0
Elle70
6 лет  назад
Просто для меня мир не делится на хороших и плохих. Черно-белый мир проще, но в жизни все тоньше,сложнее и индивидуальнее)
Psy like0
Lavrenova
6 лет  назад
cпасибо за этот фильм, Елена.  тут можно много анализировать и пытаться найти причины такой жизни, но этим и так все занимаются вокруг, складывают свои личные мнения, как и героини, свои личные взгляды, которые изолируют, а не помогают что-то создавать вместе. Меня очень затронула скорее форма, а не содержание, именно та реальность, ее отдельные фрагменты, без прекрас. Одинокая, эмоционально-холодная, печальная, душевно-ноющая, пустая жизнь героев показывает актуальную проблему многих семей. И здесь есть не только насилие над детьми, а скорее "отсутствие" близких, любящих, участвующих в жизни детей. Именно "отсутствие" объяснить тяжелее всего, проще искать фактические причины, чем выразить эту боль от вечного "голода" по любви. Сигаретный дым нам передает всю горечь, усиливает ощущения безысходности и отвращения. Здесь нет самого главного - это теплого сердцебиения внутри семейных отношений. 
Psy like0
pogrebizhskaya
6 лет  назад
от чего теплое сердцебиение появляется и почему оно отсутствует?
Psy like0
Olga-olga-u
6 лет  назад
Сидит взрослая здоровая красивая баба, наркоманка, курит как паровоз, лежит в потолок смотрит, от жалости к себе слезу пускает! Вздыхает, глазки закатывает, мамин хлеб жуёт, парень-толи вор толи непойми что, ничего у них  в жизни нет, на шее у матери повисли, и недовольны. У них боооль! А у них и компьютер, и гитара, и лошади, и образование со знанием английского языка. Недовольны—свалите. И правда, рожай их, корми, а потом что, радоваться ещё, что они наркоманы и бездельники чтоли? Серьёзно?При этом у всех таких инфантилов есть стойкая уверенность, что их должны уважааать, и всю эту фигню в них безуслоооовно любиииить, а за что?  
Psy like0
Helen555333
6 лет  назад
Интересно, как теперь эта семья живет и видела ли мать этот фильм? Помоему, она не здорова психически или, как минимум, большая дура.
Psy like0
pogrebizhskaya
6 лет  назад
мы можем спросить у режиссера, попросить ее ответить на вопрос
Psy like0
Ekaterina-1986
6 лет  назад
Да, спрашиваем) Просим рассказать о том, как сейчас дела у них.
Psy like0
NataliaNil
6 лет  назад
Когда решаешь удочерить/усыновить ребёнка, то весь процесс длится около двух лет. Курсы, экзамены, сертификаты, беседы с психологом, характеристики, анализ финансового положения и тд. И начинаешь думать о том, что если бы через все эти проверки пропустили бы всех биологических родителей, у которых уже есть дети, то больше половины из них, похоже, были бы признаны непригодными. Нам, то есть человечеству в целом, надо как-то пересмотреть своё отношение к рождению, "рожанию" и воспитанию детей. Нужна какая-то другая система. Потому что нельзя это вот так пускать на самотёк и рожать просто потому, что так надо, что пришло время, что все так делают, что "залетела" и тд. И главное, мне кажется, это перестать внушать обществу, что все и всегда хотят и должны иметь детей. Это дано далеко не каждому. Мама в фильме явно не любит детей. Она просто выдумала себе картинку, где она и её чадушки живут вполне пасторальной жизнью на природе, среди животных, дети её обожают, она - любящая, но строгая мать. Да, живут далеко от города, но всё равно и английский и математику детки знают на пять и всё прочее. А теперь она просто срывает на детях своё зло за то, что сказка не стала былью. Ей просто надо (было) вырасти, повзрослеть и понять, кто она и чего в этой жизни хочет. А это так сложно, так редко удаётся.  Жалко, всех жалко - и её, и Дашу, и мальчишек. Согласна, что фильм напоминает "Нелюбовь", очень точно замечено. Елена, спасибо за этот клуб и фильмы, которые заставляют думать о чём-то более значительном, чем наша вечная ежедневная беготня. Вы умница, хорошее дело делаете 
Psy like0
pradipika
6 лет  назад
я думаю, что каждому ребенку очень нужна безусловная родительская любовь, даже если он (ребенок) принял неверное решение или не оправдал в данном случае мамины надежды. родительское тепло, полученное в детстве вдоволь, это как иммунитет на всю жизнь для ребенка, который постепенно станет уверенной и сильной личностью, вот ровно этого не заметила, к сожалению, у мамы, которая как-будто инертна к чувствам детей.  она с такой щедростью дарит это тепло любимому животному и, если мне не послышалось, называет его "дочечкой"!!! и за всё время ни разу не присласкала своих детей. и данная ситуация как замкнутый круг, ведь мы становимся такими родителями, женами и мужьями коих мы видели в детстве в своей семье. мне бы очень хотелось, чтобы Дарья справилась с ролью матери в будущем и не повторяла тех же ошибок.
Psy like0
Verdeg
6 лет  назад
Добрый вечер, спасибо за рекомендацию фильма. Очень, очень жаль детей, причем по двум причинам. Первое - как с ними обращаются, т.е. крик, грубость, и просто отсутствие поддержки, об этом уже много говорили. Второе не так бросается в глаза, но, мне кажется, не менее важно. Складывается впечатление, что женщина сама не очень понимает, куда она живет, её жизнь складывается как-то непонятно, будто без её участия. Я думаю, для детей важно ощущать, что родители отвечают за свою жизнь и могут справляться с обстоятельствами, если этого нет, то жить детям очень тревожно.
Psy like0
Ekaterina-1986
6 лет  назад
"куда живет" - хорошо сказано. Похоже, куда несет, туда и живет..
Psy like0
pogrebizhskaya
6 лет  назад
а кому-нибудь кажется, что в сущности на экране ничего особенного, бывает хуже, а здесь интеллигентные люди, хороший русский язык, все в диалоге? что бывает много хуже?
Psy like0
A-N-N-A-A
6 лет  назад
Нет, на экране творится жесть, хотя, бывает, конечно, хуже. Диалога лично я не увидела вообще. И, кстати, недаром же говорят, что иногда все из себя такие интеллигентные ранят больше, чем те, кто не надевает масок (что мы тоже в фильме услышали, кстати - когда мать сорвалась). Сюда же: психологическое насилие всегда предшествует физическому. А насиловать психологически можно оооочень интеллигентно. 
Psy like0
Ekaterina-1986
6 лет  назад
да вообще бесит, когда тебе больно, а с тобой о высоком...
Psy like0
Sveta-Ivanova
6 лет  назад
мне кажется, что бывает хуже. Это когда на тебя не орут, не бьют, ничего такого внешне неприятного вроде бы не происходит, но тебе не дают жить своей жизнью, подавляют волю, манипулируют так, что ты ещё и чувствуешь себя виноватой. Могут так задавить, что вообще перестанешь ощущать себя. То есть, тело живёт, а тебя нет, и нет понимания почему так произошло, потому что психика включила защитную функцию и загнала куда-то в подсознание то, что вызвало боль. В этом случае даже не понимаешь, кто виноват, с кем поругаться. 
Psy like0
A-N-N-A-A
6 лет  назад
Мать вызывает у меня чувство ярости и омерзения. Это триггер и кошмар одновременно. Кошмар потому, что ты со стороны смотришь на такое и понимаешь, почему у нас надо долго копать, чтобы найти не травмированного человека, почему вокруг столько нездоровых отношений между людьми (дружеских и рабочих в том числе), почему все это постоянно воспроизводится. И самое главное, нет правовых методов борьбы с таким вот психологическим насилием. Если говорить о семье героини, там просто можно тезисно перечислять все, что никогда нельзя делать с людьми: 1. Уже заранее присутствуют ожидания, какими должны быть дети. Они могут быть правильными или неправильными. Любовь - это то, что заслуживают, она не бывает безусловной. 2. Проблемы оцениваются с точки зрения предыдущего пункта. Пока приносят грамоты, все ок. Не замечаем.  Бабушка. Внучка подарила рисунок. Принять и порадоваться за ее увлечение? Не! Не понятно же что, поэтому не подходит. На стену не повешу. Не соответствует представлениям о том, каким должен быть подарочный рисунок. 3. Дети переживают психологическое и физическое насилие. Они изначально "не такие" и должны (кому должны?!) стать "правильными", заслужить любовь. Соответствовать представлениям матери.  4. Детям отказывают в праве на свою точку зрения, свой характер, чувства, право обидеться, переживать. На детях срывают агрессию, проблемы, конфликты между старшими. 5. Детям отказывают в безусловной поддержке и любви. От них отказываются и демонстрируют им, что именно они виноваты в том, что их не любят, они не часть семьи, чужие - были недостаточно хорошими.  6. Им ставят какие-то дурацкие цели ни о чем. Что значит: принести пользу миру/обществу? Какому такому обществу и кому это надо? Всю дорогу рассуждения о чем угодно вокруг, но не о самом сыне и его желаниях. Цели эти пространны, нереалистичны и, самое главное, по-настоящему никому не нужны. Но они направлены на то же самое: заставить этого парня добиваться, быть хорошим, служить кому-то, чтобы заслужить одобрение и любовь.
Psy like0
A-N-N-A-A
6 лет  назад
Для меня этот фильм о повторяющейся ретравматизации в отдельной семье (бабушка>мама>дети), в которой отражается все наше общество. О невозможности и нежелании принимать других такими, допускать, что он - не ты, уважать чужие границы, не перекладывать ответственность за свои решения, проблемы и ошибки на других. Об отношении к тем, кто слабее и в силу разных обстоятельств не может сепарироваться: срыв на слабом и уязвимом.
Psy like0
pogrebizhskaya
6 лет  назад
а можете про границы на примере фильма?
Psy like0
A-N-N-A-A
6 лет  назад
На примере фильма... Оскорбления (психологическое насилие) и побои. То есть, с тобой так можно, только потому, что ты в моем понимании неправильно поступил или сделал не так, как я хочу. И вместо разговора, обсуждения или попытки понять, я делаю то, что делать нельзя - перехожу границы дозволенного.Хотя, я это упомянула, скорее, как следствие таких взаимоотношений в семье: люди вырастают без понимания, что такое уважение и принятие других и переносят эту модель поведения во взрослую жизнь (и на свои собственных детей).
Psy like0
tvolkova2005
6 лет  назад
Про границы. Док кино в принципе строится на нарушении частных границ: внутрисемейное становится публичным.  С другой стороны, док кино оставляет за границами очень многое, показывая нам только отдельные сцены этой семейной жизни. Мы, например, не видим побоев матери и не знаем, есть ли они на самом деле. Нам дано в фильме только сообщение девушки об этих побоях и детали, которые косвенно подтверждают правоту ее слов. За границами фильма оказывается вообще очень многое: что герои делают вне выяснения отношений, как они работают, ходят в школу и пр. Внутри фильма границы показываются постоянно и противопоставляются безграничным мирам. Предельно замкнутая квартира бабушки (внутри которой тоже много границ - шкаф, спальня), палата психушки с окном, сквозь которое льется солнечный свет, окно, в которое смотрят мать и дочь, деревенский дом, решетка манежа. Всему этому противопоставлено поле и небо с птицами, например. Есть даже кадр, напоминающий фильм "Общество мертвых поэтов".
Psy like0
Sveta-Ivanova
6 лет  назад
И вообще с отношением к детям у нас какая-то всеобщая беда.  И в семье, и в садиках/школах, и везде. Как к животным, плохо поддающимся дрессировке.
Psy like0
pogrebizhskaya
6 лет  назад
очень точно
Psy like0
Ekaterina-1986
6 лет  назад
А я не согласна. В смысле не с тем, что такого нет, а со всеобщностью. Может мне везет, конечно, но я наблюдаю очень разное отношение к детям, и хорошего, правильного не мало. И в семье, и в садике, и в школе.
Psy like0
Sveta-Ivanova
6 лет  назад
просто у всех разные критерии "хорошего" и "правильного". 
Psy like0
A-N-N-A-A
6 лет  назад
Полностью согласна с вами
Psy like0
Sveta-Ivanova
6 лет  назад
Почему я посмотрела фильм? Потому что я испытала псих. насилие в семье, и потому что (а может именно поэтому) сама имею склонность к такому насилию. Меня подобные темы интересуют с точки зрения самопонимания. Что я увидела? 1.       Истеричная мать. Мать не больная, а распущенная. То есть, она может не орать, но для этого нужно приложить усилия, наступить на горло собственной песне, научиться останавливаться вовремя. В остальном, вряд ли она закрывает свободу выбора детям. Тут, может, проблема в другом: взрослых детей тяготит жизнь с матерью вообще и уединённый образ жизни на природе в частности. Это нормально, молодёжь хочет общаться, гулять, вечеринки, огни большого города и всё такое. Дети киснут в уединении. Возможно, мать это чувствует, потому и «раскидала» их по интернатам (за что и получила «зачемрожала?»). Я не хочу защищать мать, она давит и пытается воспитывать детей лозунгами или вбиванием, а это не работает. Глупо говорить ребёнку «Не кури, сынок», если сам куришь. Дети будут делать не так, как им говорят, а так, как делают родители/друзья/окружение. Воспитание детей – это воспитание себя. 2.       Они проговаривают проблему, пусть в виде взаимных упрёков, но всё-же говорят друг с другом. Меня это удивило, потому что, например, в моём случае мы никогда не говорили с матерью об этом. Мы продолжали жить так, будто ничего не произошло (и даже искренне верили в это), и только после её смерти я почувствовала себя освободившейся. Думаю, что если проговаривают, это хорошо. Значит, это не так больно, что тронуть нельзя, и не так глубоко, что не знаешь, где болит (как было у меня). 3.       Позиция детей мне показалась несколько детской. «Ты нас так воспитала», а мы, мол, ни при чём. Нежелание отвечать за себя. Мать тоже говорит по-детски: «Вам мать не нужна», но это скорее от обиды, невсерьёз. Вообще в фильме ощущается посыл повесить всех собак на мать: наркотики – значит мать монстр. Я бы не стала так упрощать. Желание вырваться возникает у многих, и причина тому не обязательно родители. 4.       Дочь похожа на мать и внешне, и внутренне. Она также кричит на брата. Со своими детьми она будет вести себя также. Когда мы дети, мы думаем, что когда вырастем, никогда так не будем поступать со своими детьми, а потом с удивлением ловим себя в ситуациях, когда делаем точно также, и даже откуда-то всплывают те же самые слова, которыми нас когда-то ругали. Своего рода дедовщина. А рисунки классные. 
Psy like0
pogrebizhskaya
6 лет  назад
а разве то, что все разговаривают друг с другом как-то принципиально меняет дело?
Psy like0
Sveta-Ivanova
6 лет  назад
когда люди разговаривают, пусть даже ругаются, они хотят что-то донести, быть услышанным, понятым, то есть, у них есть надежда на взаимопонимание. Вот у сына (у которого "нет цели сделать мир лучше", похоже, надежды нет. Он просто молчит и при удобном случае свалит подальше.
Psy like0
pogrebizhskaya
6 лет  назад
 Ну, что же, дамы и господа, начнем обсуждение с традиционного вопроса: вот вы посмотрели фильм и про что именно он для вас?
Psy like0
Ekaterina-1986
6 лет  назад
Для меня этот фильм про инфантильность и отсутствие ответственности за свою жизнь. А за чужую вообще крайне нежелательно отвечать, даже если это дети. Причем в данном случае касается это всех членов семьи. Что неудивительно - мы не можем не наблюдать модель поведения людей, нас окружающих. Очень жаль, что из всех показанных персонажей ни у кого пока ответственность не появилась. И желание что-то менять вслед за ней. Очень жаль. Потому что данные-то какие! Девочка, например. Не глупая, обаятельная (чем-то на Анджелину Джоли похожа:)), талантливая. Наверное, не видит себя со стороны? Сложно, наверное, в себя поверить и найти опору в данной ситуации. Хотя у кого-то получается и в худших ситуациях. Бог его знает, от чего зависит.. Характер, знакомства? Может быть и у девочки этой получится или у братьев. Может быть уедут, встретят своих людей, не знаю. Хотелось бы верить. А то так и будет жизнь течь, как вода в конце.А картина в начале, которую бабушка не поняла, классная! Я бы повесила!
Psy like0
pogrebizhskaya
6 лет  назад
а разве ответственность может как-то сама собой внезапно появиться, если ее у взрослого человека нет?
Psy like0
tvolkova2005
6 лет  назад
Фильм про многое. Не только про сложную и талантливую девушку и ее отношения с матерью, не только про больную (скорее всего психически) мать и ее детей, не только про историю того, как она стала именно такой матерью (а причины в начале фильма - бабушка и в конце - странный муж), но и про то, что такое дом в жизни человека. А дома-то, по всей видимости, и нет нигде. Ну ведь бабушкина квартира, напичканная вещами, совсем не дом. И деревенский сруб с разграем и неустроенностью тоже не дом. О больнице с кроватями, стоящими впритык друг к другу и говорить нечего. В общем, очень документальный фильм на самом деле поражает своей символичностью. И перекликается он однозначно с "Нелюбовью".  
Psy like0
tvolkova2005
6 лет  назад
Ну и, пожалуй, навскидку здесь нет нейтральности у автора (что не есть, разумеется, плохо). Автор почти с самого начала смотрит на происходящее глазами героини. Конечно, есть в фильме множество кадров, которые и ее саму показывают со стороны, и где героини нет вообще. Но в ситуации спора и самопрезентации автор подходит максимально близки к кругозору девушки. Оно и понятно: героиня, пожалуй, много чего о себе и других героях знает, и имеет, возможно, наиболее трезвое отношение ко всему, насколько это возможно в подобном случае. 
Psy like0
Ekaterina-1986
6 лет  назад
Про появление ответственности я скорее к взрослым детям отношу. Думаю, может появится осознание, что нужно отвечать на свою жизнь. Не само собой, нужно подумать как следует, что сделать, чтобы "жить стало лучше, жить стало веселее".  Не знаю, людей умных послушать) Может кто на мысль натолкнет, а дальше уже дело за тобой. У мамы глушняк, там, скорее всего, нужна только полная перезагрузка..)
Psy like0
Еще  

Было

Мама на нуле16–19 января Обсуждение завершено 4Мама на нулеДевочки летят16–19 декабря Обсуждение завершено 11Девочки летятРезьба по дереву16–19 ноября Обсуждение завершено 7Резьба по деревуСиморон16–19 октября Обсуждение завершено 4СиморонТрамвайный проспект16–19 сентября Обсуждение завершено 16Трамвайный проспектШирокие объятия16–19 августа Обсуждение завершено 7Широкие объятияМама — это я16–19 июля Обсуждение завершено 14Мама — это яГармония16–19 июня Обсуждение завершено 17ГармонияВолшебная таблетка16–19 мая Обсуждение завершено 14Волшебная таблеткаВооружен и не очень опасен16–19 апреля Обсуждение завершено 10Вооружен и не очень опасенЭкзотическая овечка16–19 марта Обсуждение завершено 20Экзотическая овечкаНадежда. Вокруг да около16–19 февраля Обсуждение завершено 25Надежда. Вокруг да околоХадиджа16–19 января Обсуждение завершено 21ХадиджаМама16–19 декабря Обсуждение завершено 23МамаСемь дней в Петербурге16–19 ноября Обсуждение завершено 42Семь дней в ПетербургеТатьяна и её дети16–19 октября Обсуждение завершено 18Татьяна и её детиПочитай отца твоего и мать... твою!16–19 сентября Обсуждение завершено 40Почитай отца твоего и мать... твою!Панические атаки16–19 августа Обсуждение завершено 51Панические атакиЦеремония16–19 июля Обсуждение завершено 33ЦеремонияКто будет моим мужем?16–19 июня Обсуждение завершено 67Кто будет моим мужем?Данный взамен16–18 мая Обсуждение завершено 40Данный взаменПограничное состояние16–18 апреля Обсуждение завершено 46Пограничное состояниеКак стать стервой16–18 марта Обсуждение завершено 31Как стать стервойМышеловка16–18 февраля Обсуждение завершено 37МышеловкаМальчишки с улицы Свободы23–30 января Обсуждение завершено 66Мальчишки с улицы Свободы
Об авторе и ведущей киноклуба

Елена Погребижская, журналист, режиссер документального кино. Елена обладатель двух статуэток ТЭФИ за лучший телевизионный документальный фильм, в том числе за фильм «Доктор Лиза» который и познакомил широкую общественность с Елизаветой Глинкой. Елена
снимает исключительно резонансные фильмы.
Ее кино «Мама, я убью тебя» привело к изменению российских законов о сиротах.

Psychologies приглашает

Psychologies ВКонтакте

ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерАПРЕЛЬ-МАЙ 2024 №77
195Подробнее

спецпроекты