Киноклуб Psychologies

С Еленой Погребижской
О ведущей
1147

Мама — это я

2014, Россия
Кадры из фильма
«Мама — это я» (2014, Россия) 39 минут
Режиссер: Евгения Марченко

Бывшие детдомовцы Инна и Дима изо всех сил пытаются наладить для себя и своей пятилетней дочери Вари нормальную жизнь, но что-то все время идет не так ― не одно, так другое.

Елена Погребижская
Журналист, режиссер документального кино

Мы будем смотреть в нашем киноклубе фильм, в котором семья из мамы, папы и дочки будет на наших глазах пытаться жить обычной жизнью, как если бы они преодолевали многокилометровую пустыню или восходили на Эверест. Папа и мама были детьми, выросшими в детдоме. И это та причина, по которой им так трудно. Перед нами будет хорошая полная семья, где родители любят друг друга и свою дочь. Мама Инна полна неиссякаемого оптимизма. Диме важна цель в жизни. Все вроде бы правильно, но этого недостаточно, что-то все время идет не так.

В фильме «Мама — это я» ясно видно, как живут детдомовцы, выращенные в искусственной среде, где еда и одежда почти падает с неба и ни с какими людьми не нужно ни о чем договариваться, потому что все люди - это воспитатели, все решающие за тебя. Именно поэтому взрослые детдомовцы постоянно теряются в простых делах и боятся сделать звонок, чтобы трудоустроиться. Современные исследования говорят, что человеку для успеха в социуме нужно умение разговаривать с другими и договариваться, нужна доброжелательность, манеры и самооценка. И где же сотням тысяч взрослых выпускников российских детдомов взять эти качества? Одна моя подруга, когда мы с ней обсуждали предстоящий киноклуб, сказала: «А почему они не устроятся на курсы, например, парикмахеров? Поваров? Не изменят к лучшему свою жизнь? Что им мешает-то?» Вот и давайте обсудим.

14 комментариев
Verdeg
1 год  назад
Мне кажется, ребята просто молодцы при своих стартовых условиях. Конечно, всё далеко не идеально, и конечно, хотелось бы видеть их более адаптированными к жизни, но я даже не вижу, что они как-то особенно сильно неприспособлены по сравнению с некоторыми детьми, выросшими в семье - потому что и в семье с родителями, которые сами не очень понимают, куда они живут, ребенку трудно научиться чему-то толком.  Ну а развод - вообще трудно жить с человеком, а когда плохо с жильем и деньгами - трудно вдвойне и втройне, потому что напряжение и усталость накапливается и выливается на партнера.  Будем надеяться, что следующее поколение уже вырастет с бОльшим ресурсом и сделает следующий шаг.
Psy like0
Manenkova-71
1 год  назад
Добрый. В моем поле общения есть люди у которых физические особенности. Юрик: двухметровый жердь, с хорошим юмором и почти слеп.  Работящий молчун Димка. Из него мог выйти хороший комик:  руками и телом может рассказать историю... глухонемой. Насквозь больная и еле ходящая Петровна с диким желанием жить. Помню свои ощущения, когда с размаху, вместо хорошей работы влетела в памперсы, а потом училась ходить, как ребенок. Но мы все часть этого мира, каждый по своему, но мир нам не чужой, не страшный, не Эверест, а среда обитания, в которой мы выросли... а для этих ребят все по другому: они, как с другой планеты... где тебя (их) нет, как человеков. Нет у них внутренней свободы что-ли, самоощущения себя, как человек среди людей. При этом они добрые, искренние, устремленные, правильные, насколько могут... но ведь не это делает нас взрослыми. В моих глазах они "вечные" дети. Это не нагонишь с опытом. 
Psy like0
gucol
1 год  назад
Ой, они такие хорошие — и Инна, и Дима, и Варя. Мне кажется, что Инне и Диме так трудно вписаться в обычную жизнь потому что их не научили ничему — как ориентироваться на местности, как работает церковь и как узнать. Не научили в непонятной ситуации идти и учиться «искусственно» тому, что другие знают из семьи — как что устроено в социуме, как работает. Жалко, что Инна как будто не оставляет пространства Диме — ни говорить, ни проявлять себя. При этом какие у нее крутые качества есть — кажется, что она может быть очень целеустремленной, очень стойкой.И Дима такой хороший — Дима внимателен к мелочам, к важным мелочам — погладить платье, обнять тепло дочь, помыть руки ребёнку.  Жалко, что от них веет неуверенностью в своих шагах — и в очень жестком декларировании Инны (словно она убедить себя в своих целях пытается), и в том, что Дима так мало заботится о себе: не говорит, не проявляет себя, как тень.Оба произвели впечатление вполне повзрослевших, вполне самостоятельных людей, которым постоянно не хватает данных о мире — как и что работает, как другие люди живут. Исключите проблемы с поиском дороги, церковью, представьте, что они в курсе каких-то хотя бы бытовых подходов в целеполагании, понимают как устроится на работу (сама механика как выглядит хотя бы) — и обычная семья, и совершенно были обычные адекватные люди. Даже вполне продуктивные — оба производят впечатление очень заряженных на то, чтобы хорошо жизнь свою построить, правильно.Кажется, что если бы им кто рассказал как и что работает — возможно, им стало бы легче, проще и понятней. Знание дало бы почву под ногами, а так на каждом шагу учиться на ошибках очень энергозатратно. Для того, какой у них стартовый капитал знаний о жизни вообще кажется невероятно крутым, что у них получилось и помощь найти, и в санаторий ребенка устроить, и живут чисто, и хозяйство вести умеют, хорошо, очень хорошо, держат себя в порядке, это не всякие домашние умеют.А развод я бы вообще с их прошлым не связывала, развестись может кто угодно. Вряд ли тут детдом действительно сильную роль сыграл — так на вскидку можно лишь предположить, что у них очень контрастные характеры + небольшое жилье + проблемы с деньгами, это сами по себе большие препятствия к спокойному соседству.
Psy like1
Aktrisavesna
1 год  назад
Для меня этот фильм о женщине, у которой двое детей: Дима и Варя. Дима не повзрослел до конца, и не видно, что он хочет взрослеть. Максимум - он её младший брат, но никак не муж, глава семьи. Ему уютно с Инной. Она добрая, работящая, не пилит его, ничего не требует. Инна умеет отдавать, а Дима -нет. Это не его вина, конечно. То, что они развелись, не удивительно, потому как родив ещё одного ребёнка, Инна уже не может тянуть всех, а Дима не готов взять на себя ответственность за всю семью. Это последствия интернатного воспитания. А Инна молодец. 
Psy like2
Ekaterina-1986
1 год  назад
Не хочется описывать мысли о социальной проблеме, изображенной в фильме. Я погрузилась в нечто похожее на медитацию.. Не оторваться было. Так они разговаривают спокойно (больше героиня, конечно), даже ритмично как-то, тоже захотелось пораскачиваться и успокоиться. Особенно после бешеного трудового дня. Вот у меня есть благополучие, а спокойствия нет. У них все наоборот. Я не знаю, кому из нас лучше. Причем эта их медитативность не связана с благополучием, а у меня, если лишить меня благополучия, не прибавится спокойствия. В общем, об этом фильме я могу рассуждать только с точки зрения эмоции, без рациональных размышлений. Режиссеру - спасибо.
Psy like1
pogrebizhskaya
1 год  назад
значит, смотрите кино как медитацию)
Psy like1
Anna-Zlobina
1 год  назад
Со временем всё станет проще, я думаю. С опытом.Но сложно представить, конечно, как живет взрослый человек, совсем не понимающий, как всё вокруг устроено. Удивительно, сколько у Инны доброты и понимания - маму не осуждает, безработного мужа не пилит. А вот Диму если бы я встретила  в реальной жизни, решила бы, наверное, что у него какое-то психич.расстройство.
Psy like0
pogrebizhskaya
1 год  назад
а почему расстройство-то?
Psy like0
Anna-Zlobina
1 год  назад
Потому что такая речь, заторможенность реакций, отстраненность. 
Psy like0
valia9999
1 год  назад
Самое сложное, то, что в интернате не дают каких то знаний жизненных, воспитался, выпустился и живи как знаешь. Куда пойти чтобы сделать документы? Кушать готовить, как платить за квартиру и т.д. никто этого не скажет. Не говорю что везде такие интернаты, но они есть. Дружу с девушкой которая жила в интернате (об этом я узнала не сразу), она почти не умела готовить, не знала многих вещей. Всегда задавала вопросы что и как ей делать.Эти вопросы мне казались элементарными, простыми, я думала как можно не знать таких простых вещей. Это казалось странным, но потом я узнала что она воспитывалась в интернате где их ничему не учили. Думаю по этой причине и Инна не знала, что о крещении нужно договариваться заранее. Инна хорошая девушка, не лёгкая жизнь, но она молодец.
Psy like2
Peninsula
1 год  назад
Добрый вечер. Замечательное кино, спасибо!Мне не показалось, что у данной семьи какие то особенные трудности, которых нет у общества в целом, сплошь и рядом вижу подобное, когда человек что то не предусмотрел или плохо подготовился, не сориентировался. Только ещё плюсом к неорганизованности часто идёт ругань, взаимные обвинения , какая то агрессия , чего в данной семье я не увидела.Сложно охватить все и сразу по тому, что мало опыта, но со временем опыт обязательно появится, ведь,как я понимаю, что и посоветоваться Инне и Диме особо не с кем и пригодится свои шишки набивать.По существу вопроса: мешает недостаток опыта и знаний ,как, собственно, и другим людям,у которых что то плохо получается. Единственно, я не поняла из фильма, есть ли у персонажей фильма осознание, что что то не в порядке и ситуацию можно улучшить?
Psy like0
pogrebizhskaya
1 год  назад
думаю, представления о том, как можно что-то улучшить у них нет. но и у меня в похожих ситуациях тоже нет такого представления
Psy like0
AlexandraTihaya
1 год  назад
Они напоминают мне детей, вступивших во взрослую жизнь, не имея о ней никакого представления. У них есть желания, представления о жизни, которую хотят, но очень ограниченные, как картинка с домиком и деревом возле него. Чтобы описать ее, нужно всего несколько слов. Вот и у ребят так же. Есть представление о доме, в котором должны быть животные, потому что это уют. Есть желание вырастить детей, чтобы те знали, что такое любовь. Есть потребность иметь цель в жизни, но нет представления, что это должна быть за цель. Они окружили себя тем, что в их детдомовском детстве было связано с понятиями «дом», «семья», «смысл», но не представляют, как с этим обходиться и что делать дальше. Потому что не умеют, не знают алгоритмов. У меня нет негатива, нет желания сказать: ну куда вам еще и второй ребенок, господи! Есть только такое немножко обреченное понимание, что скорее всего так они и промыкаются всю свою жизнь, потому что даже у подруги (Ирины) нет желания как-то помочь и научить – она просто вздыхает и говорит: «Это делается не так». А как делается, они будут понимать сами, долго и мучительно наступая на свои собственные грабли.  
Psy like1
pogrebizhskaya
1 год  назад
Добрый день, друзья) Приветствую вас в нашем документальном киноклубе. И у меня к вам вопрос- как вам кажется, почему Инне и Диме так трудно? Что им мешает вписаться в обычную жизнь?
Psy like0
Еще  

Было

Мама на нуле16–19 января Обсуждение завершено 4Мама на нулеДевочки летят16–19 декабря Обсуждение завершено 11Девочки летятРезьба по дереву16–19 ноября Обсуждение завершено 7Резьба по деревуСиморон16–19 октября Обсуждение завершено 4СиморонТрамвайный проспект16–19 сентября Обсуждение завершено 16Трамвайный проспектШирокие объятия16–19 августа Обсуждение завершено 7Широкие объятияМама — это я16–19 июля Обсуждение завершено 14Мама — это яГармония16–19 июня Обсуждение завершено 17ГармонияВолшебная таблетка16–19 мая Обсуждение завершено 14Волшебная таблеткаВооружен и не очень опасен16–19 апреля Обсуждение завершено 10Вооружен и не очень опасенЭкзотическая овечка16–19 марта Обсуждение завершено 20Экзотическая овечкаНадежда. Вокруг да около16–19 февраля Обсуждение завершено 25Надежда. Вокруг да околоХадиджа16–19 января Обсуждение завершено 21ХадиджаМама16–19 декабря Обсуждение завершено 23МамаСемь дней в Петербурге16–19 ноября Обсуждение завершено 42Семь дней в ПетербургеТатьяна и её дети16–19 октября Обсуждение завершено 18Татьяна и её детиПочитай отца твоего и мать... твою!16–19 сентября Обсуждение завершено 40Почитай отца твоего и мать... твою!Панические атаки16–19 августа Обсуждение завершено 51Панические атакиЦеремония16–19 июля Обсуждение завершено 33ЦеремонияКто будет моим мужем?16–19 июня Обсуждение завершено 67Кто будет моим мужем?Данный взамен16–18 мая Обсуждение завершено 40Данный взаменПограничное состояние16–18 апреля Обсуждение завершено 46Пограничное состояниеКак стать стервой16–18 марта Обсуждение завершено 31Как стать стервойМышеловка16–18 февраля Обсуждение завершено 37МышеловкаМальчишки с улицы Свободы23–30 января Обсуждение завершено 66Мальчишки с улицы Свободы
Об авторе и ведущей киноклуба

Елена Погребижская, журналист, режиссер документального кино. Елена обладатель двух статуэток ТЭФИ за лучший телевизионный документальный фильм, в том числе за фильм «Доктор Лиза» который и познакомил широкую общественность с Елизаветой Глинкой. Елена
снимает исключительно резонансные фильмы.
Ее кино «Мама, я убью тебя» привело к изменению российских законов о сиротах.

Psychologies приглашает
16 октября

Игры разума и бессознательного

Пойти со скидкой
новый номерСЕНТЯБРЬ 2020 №53
170Подробнее
psychologies в cоц.сетях

спецпроекты