10 дней монашества: как я съездила на Випассану и что это мне дало — опыт психолога
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Что такое Випассана

10 дней без гаджетов и новостей. Звучит соблазнительно для жителя современного города, согласитесь? Вероятно, поэтому курсы Випассаны по всему миру пользуются особой популярностью — открыто около 400 центров.

Я знала о практике давно, но не решалась ее пройти, боялась, что не хватит силы духа. Все-таки, вопреки расхожему мнению, это не просто нахождение в тишине. Соблюдение «благородного молчания» лишь одно из правил этого курса.

С древнеиндийского языка пали Випассана переводится как «проникновенное видение». Это буддийская практика, которая впервые была описана в «Палийском каноне» — священном тексте, рассказывающем биографию Будды. Согласно «Канону», цель техники — глубокое развитие понимания непостоянства всего сущего. Когда ты по-настоящему осознаешь, что абсолютно все меняется, то отпадает необходимость к этому привязываться. А там, где нет привязанностей, там и невозможны страдания. В целом, примерно в этом и состоит учение Будды.

В мире на данный момент существует две школы Випассаны: по Махаси Саядо и по Сатье Нараяне Гоенке. Второй вариант более распространенный, его я и проходила.

Расписание дня

4:00 — подъем;

4:30–6:30 — медитация в зале или в своей комнате;

6:30–8:00 — прием пищи, отдых;

8:00–9:00 — общая медитация в зале;

9:00–11:00 — медитация в зале или в комнате (на усмотрение учителя);

11:00–12:00 — прием пищи;

12:00–13:00 — отдых и личные встречи с учителем;

13:00–14:30 — медитация в зале или в комнате (на усмотрение учителя);

14:30–15:30 — общая медитация в зале;

15:30–17:00 — медитация в зале или в комнате (на усмотрение учителя);

17:00–18:00 — прием пищи;

18:00–19:00 — общая медитация в зале;

19:00–20:15 — лекция;

20:15–21:00 — общая медитация в зале;

21:30 — отбой.

Как видите, в день на курсе проходит 11 часов медитаций. И именно это, часами сидеть и медитировать, действительно сложнее всего.

Что происходит на Випассане

1–3-й день: беспокойство ума и попытка смирения

Я поехала в Беларусь. Там только недавно построили стационарный центр, который не вмещает в себя большое количество студентов (так называют тех, кто проходит курс), поэтому наша встреча проходила на базе детского лагеря. Как сказала менеджер, на курс было записано 117 человек, но доехали из них 100. Это довольно неплохо, учитывая, что на ретрит можно попасть абсолютно бесплатно, в конце лишь собираются пожертвования, на которые проводят следующий курс.

Поселили нас в лагерные палаты по шесть человек. К счастью, в коллектив вливаться не надо было — благородное молчание ведь! Сразу после заселения студентов ждал ужин, вегетарианский, как и все питание. 

Есть один нюанс: на курсе только два полноценных приема пищи — завтрак в 6:30 и обед в 11. Затем дается только половинка банана и яблоко на полдник — и то только для новых студентов, которые на практике первый раз. Тем не менее еда была действительно разнообразная и очень вкусная. 

Учитывая, что это единственное развлечение, со временем начинаешь получать от него максимальное удовольствие

Не могу сказать, что страдала от голода: когда большую часть времени находишься в сидячем положении, организм не тратит много энергии.

И все-таки в начале курса со мной приключилась беда. Наверное, питание оказалось слишком непривычным для организма, так как весь второй день у меня жутко болел живот. Не получалось сосредоточиться на медитациях, думать о чем-либо, кроме этого дискомфорта. Во время прогулок, в перерыве между приемами пищи и медитациями, я начала вести внутренний диалог относительно принятия этой ситуации. Я понимала, что я приехала сюда научиться отпускать контроль, принимать жизнь и все ее проявления такими, какие они есть. И если мне сразу пришлось столкнуться с таким испытанием, что ж, я его выдержу. 

У меня не было мыслей сбежать, я смирилась с тем, что эта боль будет со мной на протяжении всех десяти дней — а боли при многочасовом сидении и без живота хватает. К счастью, уже на следующий день я почувствовала себя лучше, что дало столько эйфории и мотивации, что казалось, будто больше ничего не страшно.

Вернемся к самому интересному — медитациям

Полноценно они начались утром второго дня. Первая медитация длится два часа. И это, как и последующие часы, были самые тяжелые моменты за все время ретрита. Нас привели в довольно просторный зал, где за каждым было закреплено место для медитаций. Женщины и мужчины сидели отдельно, медитационный зал был единственным местом, где мы вообще пересекались.

И вот 4:30 утра. Организм не понял, почему его подняли так рано, и был готов отключиться в любой момент. Учитель, приятная женщина из Петербурга, дала инструкцию к медитации, которая должна была «заострить наш ум». Она называется Анапана. Суть ее в том, что ты фокусируешься на дыхании, на кончике носа, ноздрях и пространстве от носа до губ. Необходимо, не вмешиваясь в процесс дыхания, ловить все ощущения, которые возникают в этой области.

Самое главное, чему мы должны были научиться в ближайшие дни, — это концентрации и осознанности. А еще пониманию того, что любые ощущения не длятся вечно, поэтому не стоит к ним привязываться, вовлекаться эмоционально. 

Приятные и неприятные чувства должны быть восприняты одинаково, потому что только мы сами решаем, как относиться к той или иной ситуации

Сначала дается это сложно. Уже через 15 минут начинает ныть и затекать все тело — двигаться можно, но не всегда это помогает. Ум кричит, что пора вставать. Как к этому можно относиться безоценочно? Когда я ехала сюда, думала о том, что у меня уже был опыт медитаций, ум вполне подконтролен. Как же я ошибалась! Первые два дня могла сосредоточиться разве что на две минуты, потом я либо отвлекалась на совершенно бредовые мысли, либо просто засыпала.

4–6-й день: укрощение ума и осознание смысла жизни

К четвертому дню стало значительно легче. Я привыкла к темпу такой жизни, сохранять концентрацию получалось дольше, прогулки на природе вдохновляли на огромное количество мыслей и, что называется, инсайтов. Диалоги можно было вести только с собой, и тем они особенно ценны.  

Здесь я четко поняла, что у человека не существует никакой другой цели, кроме как быть счастливым, и иного смысла жизни тоже нет. Звучит, возможно, банально, но это стало значимым открытием. Тогда же поняла, что быть по-настоящему счастливым без уравновешенности ума довольно сложно, без этого баланса ум постоянно норовит упасть то в одну, то в другую крайность.

По-настоящему удивило то, что примерно к четвертому дню дискомфорт в теле во время медитаций исчез. Нас учили разъединять боль физическую и ментальную, и это сработало! Постепенно осознание, что физическая боль — это лишь ощущение, которое не обязательно подкреплять психологическим страданием, привело к тому, что все тело будто бы обрело легкость и гибкость, хотя никаких физических упражнений в течение курса я не делала.

Но как только ты привыкаешь к чему-то, внезапно все меняется. Принцип непостоянности в действии!

Как только мы более-менее освоили технику Анапаны, нам предложили основную медитативную методику, в честь которой и назван сам курс, — Випассану. Она заключается в том, что внимание уже не фиксируется на одной точке, а скользит по телу: макушка, лоб, челюсть, шея — и так до кончиков пальцев. На каждой из частей нужно постараться «услышать» максимум ощущений. Но самое главное, это нужно делать без оценки. Где-то (например, у меня это были бедра) совсем не получается ничего почувствовать, а где-то ощущения мощные. Это не должно иметь значения. 

Випассану определяет не степень чувствительности, хоть она и развивается в процессе, а способность нейтрально воспринимать все, с чем приходится сталкиваться, даже если это пустота или боль. Сначала ты обучаешься этому в пределе тела, а позже и в пределах всей жизни.

Дальше — больше! На пятый день нам сообщили, что мы готовы к так называемой медитации «твердой решимости» — это медитация, во время которой в течение часа нельзя открывать глаза и шевелиться. В первый раз у меня ничего не вышло, нога затекла, и я не смогла объяснить уму, что это не смертельно. Но со второго раза и далее (такие медитации были три раза в день по часу) я вошла во вкус. Это были мои любимейшие практики, потому что отсутствовал соблазн открыть глаза и посмотреть на часы. Тебе не остается ничего, кроме как погрузиться в процесс медитации.

7–10-й день: испытания эмоциями

В последние три дня сама практика была уже скорее радостью, нежели обременением. Но с эмоциональной точки зрения эта заключительная часть курса оказалась довольно сложной.

На лекциях по буддийской философии нам объясняли, что есть некие санкары, которые «выходят» во время медитаций, и их нужно уметь все так же безоценочно принимать и проживать. Если говорить проще, санкары — это некие события, которые вызывают у нас сильную эмоциональную реакцию. И когда, находясь в медитации, ты не реагируешь на обстоятельства здесь и сейчас, психика начинает подкидывать какие-либо воспоминания из прошлого. Причем обязательно те, которые имеют особый эмоциональный заряд. Именно в последние дни было особенно много людей, которые на медитациях плакали и даже выбегали из зала, не справившись с эмоциями.

У меня было два испытания

Во-первых, женщина, сидевшая рядом и решившая под конец курса начать пользоваться парфюмерной водой. Я сильно реагирую на запахи, и были мысли даже пожаловаться менеджеру, но я решила пройти «школу уравновешенности» до конца. 

Во-вторых, в последние дни нам дали модифицированную технику Випассаны — теперь нужно было передвигаться вниманием по телу не пошагово, а как бы скользя, не задерживаясь ни в какой точке. У меня это получалось через раз. Внезапно начали посещать мысли: «Да как это! У меня и не получается? Чем я хуже других?» Я даже всплакнула. Но осознав, что эти мысли знакомы мне и в повседневной жизни, решила прожить их до конца здесь в медитации. Довольно быстро у меня получилось.

Десятый день — подготовка к выходу в социум. В этот день нам разрешили разговаривать. Было интересно познакомиться с теми, с кем ты жил на протяжении 10 дней, и свериться с теми представлениями друг о друге, которые успели за это время сложиться, пусть и без слов. Тогда же нам рассказали, что 10 человек уехали с курса (получается, 10% от всех студентов). 

Как мне показалось, это не такое уж большое количество для столь сурового испытания

Випассана (по крайней мере, один ее курс) вряд ли приведет вас к просветлению и избавлению от страданий, но точно произведет позитивный сдвиг в сознании. Это не про магию и эзотерику, а про тяжелую и регулярную тренировку ума и психики, превращение их из своих хозяев в инструмент, который будет служить лишь на благо.

Для себя я обозначила, что освоение техники Випассаны похоже на обучение серфингу. Чтобы оседлать волну, необходима полная уравновешенность, и очень маловероятно, что у кого-либо получится это с первого раза. Если такого навыка нет, то, скорее всего, стихия окажется сильнее. Но постоянные тренировки позволяют не выйти победителем, а войти со стихией в баланс, стать ее продолжением. Все то же самое и в жизни. Главное, продолжать практику и после окончания курса.