Синдром «героя реалити-шоу»: как снимаются программы о преображении — рассказ продюсера
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Как человек, который стоял у истоков зарождения жанра «мейковер» в России (make-over — программа о преображении), могу с уверенностью заявить, что создавать такие проекты без психологов невозможно. Поняла это на собственном неудачном опыте, снимая первый выпуск такого шоу. Тогда мы зря не думали о значимости этой фигуры. Перевоплощение и изменение героев без такого специалиста не получается полноценным.

Синдром «герой реалити-шоу»

Участие в телешоу для многих — мечта: оказаться на ТВ, попасть в руки профессионалов, изменить жизнь, подружиться с ведущими. Вот трудный кастинг пройден, целый месяц герои окружены заботой и вниманием 24/7. Переломный момент случается после дорогостоящей работы хирурга и стоматолога, когда голова идет кругом даже у очень скромных участников. Это я и назвала синдромом «героя реалити-шоу», с которым впервые столкнулась на съемках пилотной серии.

После дорогой пластический операции героиня пропала на неделю. Когда ответила на звонок, выставила ряд требований, без выполнения которых она не продолжит съемку: от номера в дорогом отеле до покупки конкретной одежды по списку. Мы совершенно не были к такому готовы, да еще и работали без психолога, и пошли на все уступки, только бы завершить съемки.

Следующие выпуски готовили уже с психологом, которая присутствовала на всех этапах: на кастинге определяла, с какими героями можно работать, с какими — нет. Кто врет, у кого есть зависимости или проблемы с психикой.

На первых съемках специалист работал только за кадром, а сейчас психологии посвящена часть шоу. К важности этого мы пришли с годами. Как показывает практика, один такой эпизод часто помогает лучше долгих часов классической терапии.

Как это происходит?

Психолог изучает историю героя, составляет психологический портрет и выносит заключение — в чем проблема, что мешает ее решить и, главное, чем мы можем помочь. Далее креативная группа придумывает, как реализовать задачу психологам в рамках шоу, чтобы и героине было полезно, и зрителям интересно.

Тоня из Питера

10 лет назад, когда Тоня была в положении, любимого посадили. Освободившись, он потерял интерес к ней и сыну, уйдя из дома. Долгие годы Тоня следила в соцсетях за бывшим, не живя своей жизнью. Она понимала, что это ненормально, но не знала, как перестать это делать. Психолог проекта Владимир Дашевский определил, что героиня много лет пребывает в позиции жертвы. В рамках психологического эксперимента ее закрыли в стеклянном кубе, сковав руки наручниками и посыпая пенопластом. Тоня покорно стояла до самого последнего момента и закричала «хватит», только когда пластиковые шарики покрыли ее с головой. Она осознала, что в любой момент может стать свободной! Метафора, созданная на проекте, стала для Тони столь значимой, что спустя несколько месяцев после съемок она наладила свою личную жизнь впервые за 10 лет.

Аня с витилиго

У другой нашей героини Ани — витилиго. Стесняясь пятен, ходила в плотной, длинной одежде, не носила шорты и майки, не посещала пляж и другие общественные места. В рамках психологического эксперимента Аня надела купальник и приняла участие в фотосессии с другими моделями с витилиго. Затем, при поддержке психолога, выложила эти фото в соцсети с подробным рассказом. Сделать это было нелегко, но в ответ Аня получила много слов поддержки и наконец осознала, как уникальна и прекрасна.

Александра, домашний тиран

Александра трижды была замужем, родила четверых детей, личная жизнь не складывалось. Отношениям с новым мужчиной мешала патологическая ревность. Саша не просто изводила избранника, порой становилась опасной — в порыве эмоций могла разгромить квартиру и нанести травму.

Для эксперимента пригласили актера, задачей которого было сыграть возлюбленного в разных бытовых ситуациях: муж поздно вернулся с работы, непонятно с кем переписывался в телефоне и прочее. Александру попросили внести себя как обычно и были поражены эмоциональностью и агрессией: Саша хлестала актера полотенцем, кидалась посудой, громила все вокруг. Увидев страх в глазах съемочной группы, Александра на площадке сделала много важных выводов и впервые осознала опасность своего поведения. Основная терапия началась после выхода программы в эфир, когда Саша увидела себя со стороны. Шок. Стресс. Как итог —  она стала чаще контролировать эмоции и поведение.

Часть зрителей считает, что такие эксперименты в телешоу — чистая постановка, что они бессмысленны и бесполезны для участников. Нет, все по-настоящему!

Мы общаемся с героями и после съемок, знаем из первых уст, что шоу — только начало их большого изменения. Многим достаточно одного такого шокового эксперимента, чтобы начать жизнь с чистого листа. Главный инсайт наступает после выхода шоу в эфир, когда герои видят себя со стороны, осознают, что за ними наблюдает вся страна. Это вкупе дает  ощутимый результат.

Создателям проекта важно, чтобы в финале герои не просто были красиво одеты и причесаны, а чтобы сияли изнутри. Сыграть и смонтировать такое невозможно. Эта магия создается  исключительно кропотливой работой над собой. Поэтому сегодня уже не возникает мысли, зачем психолог на проекте, как это было, когда только запускался первый мейковер.  Теперь точно знаю, что снимать реалити-шоу без психолога — невозможно.

Инна Херингхаус
Инна Херингхаус

Креативный продюсер «Исповеди», шоу «Перезагрузка», «Секретный миллионер» и др., эксперт шоу-бизнеса, ведущая и актриса театра