Не хочу оставлять жену, но счастливым меня делает другая: история с открытым финалом
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

«Я привык заботиться о жене, она словно стала моим ребенком»

Николай, 35 лет

Трудно сказать, в какой момент отношения с Леной стали терять что-то важное, хотя между нами не было серьезных ссор и конфликтов. Мы, как, наверное, большинство пар, избегали разговоров, уходя в бытовые дела и вопросы. Однажды мне стало казаться, что Лена выбрала меня потому, что ей со мной просто удобно. После того как она вышла за меня замуж, я приучил ее, что она во всем может на меня положиться. Я считал и продолжаю считать это абсолютно нормальным. Однако постепенно стал чувствовать, что она настолько привыкла, что благодаря мне в нашей жизни все легко устраивается и разруливается, что, когда этого не происходит, начинает злиться и предъявлять претензии. 

Если я опаздывал куда-то ее отвезти или вдруг отказывал в просьбе — натыкался на стену молчаливого непонимания. Молчание стало тем, чем моя жена отвечала мне в случае недовольства. Оно могло продолжаться днями. Я не выдерживал и первый пытался начать разговор, всегда узнавая, что виноват, не понимаю ее, не чувствую. И больше занят своими проблемами с бизнесом. Когда однажды я ответил, что наш бизнес — это то, что позволяет ей безбедно жить, обиделась и не разговаривала неделю. «Ты меня попрекаешь и шантажируешь — услышал я от нее. — У меня ничего нет». 

Я понимал, что скрывается под этим «ничего» — речь шла о ребенке, которого у нас не было

Ни у кого из нас не находили никаких патологий, но беременность не наступала. Позади были две попытки ЭКО, закончившиеся неудачей. Лена переживала это тяжело, и мы поставили на этом точку. «Пусть будет как будет», — сказала она. Я привык заботиться о ней, и, по сути, невзирая на небольшую разницу в возрасте, жена словно стала моим ребенком. В глубине души я понимал: Лена настолько привыкла на меня опираться, что на самостоятельную жизнь уже не способна. Работала она из дома, который очень любила. В какой-то момент мне стало ясно, что жизнь вне нашего дома казалась ей опасным лабиринтом, в котором она непременно заблудится и пропадает. 

Наши отношения с Леной начинались 10 лет назад и перекрыли ту боль, с которой я долго жил после разрыва с Кристиной. Спустя годы я уже с трудом помнил причину нашей нелепой ссоры — нас погубил юношеский максимализм. Нежелание уступить. А когда я все-таки сделал первый шаг, Крис сообщила мне, чтобы я больше не звонил — у нее другие отношения. Пожалуй, это был первый жизненный удар, когда ты вдруг понимаешь в полной мере свое бессилие что-либо изменить. 

Через полгода я встретил Лену, и она позволила мне наконец-то оторваться от того берега, где была Кристина

Прошлое растворялось в водовороте новых жизненных событий. И вот спустя десять лет я стал вспоминать о Крис. Я ничего не знал о своей бывшей девушке и, когда в одной из социальных сетей нашел ее страницу, не думал ни о каких отношениях. Просто все чаще возвращался к ней мыслями и в конце концов написал. Она ответила мне. Мы стали переписываться. Мое появление было для нее неожиданным, но по тому, как охотно и легко она отвечала, не вызвало неприятия. Она была в разводе. У нее сын. Вот все, что я знал о Кристине. Я писал ей все чаще, и в конце концов мы решили встретиться. 

Наша встреча была легкой: мы оба не ощутили тех лет, которые нас разделяли. Говорили и о том, что нас развело в разные стороны. Что было бы, если бы мы остались вместе? Этот вопрос витал в воздухе, мы оба чувствовали его, но не решались озвучить. Наша ежедневная переписка постепенно становилась частью моей жизни. Однажды она написала мне: «По небу прошелся кто-то парнокопытный. Ставлю на оленя». Я улыбнулся и посмотрел на небо. 

В юности мы разгадывали рисунки в очертаниях облаков. Я придумывал на ходу истории про облачных персонажей — рыб, животных, кентавров и людей, которые всегда парадоксальным или смешным образом перекликались с нашими общими знакомыми. Крис дополняла пробелы в моих экспромт-историях. Мы лежали на траве, смеялись, держали друг друга за руки и курили, глядя в небо.

Так хочу ли я восстановления отношений с Кристиной?

За эти недели я понял, что не смогу расстаться со своей женой. Нас многое связывает, и да, я чувствую за нее ответственность. Но при этом не могу отказаться от общения с Крис. Она возвращает мне утерянную часть меня. Парня, который может забыть о делах, переговорах, постоянной ответственности, давлении конкурентов, трудных отношениях с Леной. И просто смотреть на небо, наблюдая, как медленно растворяются облака, похожие на следы оленя.

«Говорить друг c другом честно так тяжело, что проще поддерживать невротические отношения — даже если они приносят боль»

Дарья Петровская, гештальт-терапевт 

В размышлениях героя во многом содержится ответ на его переживания — уже в самом начале, со слов «приучил ее». Как будто изначально отношения супругов строились в неравной плоскости и были зависимыми. Впоследствии эта система, где муж взрослый, а жена ребенок, только развивалась. И похоже, что обоим она не нравится. Третий всегда появляется как элемент, который удерживает ее. Супругам не хватает романтики, равных отношений, и возникает девушка, с которой в потенциале это возможно. К тому же память подкидывает факты — когда-то именно так и было. Герой и сам это понимает.

Как психотерапевт я могу предложить лишь скучное решение — идти в парную терапию

Пытаться найти способы вновь сблизиться с женой. Есть вероятность, что из-за усталости от быта и отсутствия детей, накопившихся обид и напряжения в отношениях герой преуменьшает свои чувства к жене, когда говорит, что она была способом переключиться от боли расставания. Если же именно так и было, то тогда обоим стоит найти способ завершить отношения максимально экологично. 

Также есть вероятность, что герой преувеличивает нетрудоспособность жены. Она не инвалид и вполне способна сама выстраивать свою жизнь. Опека не помогает ни ему, ни ей. 

Не могу сказать, что эта ситуация уникальная, но это не делает ее менее болезненной. Всегда очень не просто честно говорить друг с другом. Часто это настолько тяжело, что, кажется, лучше годами поддерживать невротические отношения, которые делают больно обоим. Выход из этой ситуации один — набраться мужества и начать разговор. И лучше это делать в присутствии другого человека: так меньше шансов попасть в реактивные чувства и принять ряд поспешных решений.

Дарья Петровская
Дарья Петровская

Гештальт-терапевт