9 основных вопросов об экзистенциально-гуманистической терапии | Источник: Shutterstock.AI Generator/Shutterstock/Fotodom.ru
Фото
Shutterstock.AI Generator/Shutterstock/Fotodom.ru

1.Что такое экзистенциально-гуманистическая терапия?

Экзистенциально-гуманистическая терапия — психотерапевтическая практика помощи людям, позволяющая клиентам достаточно глубоко разбираться в себе и в том, как устроены другие люди, узнавать разные аспекты своей личности, приближаться к подлинным желаниям и мотивам, осознанию своих ценностей и принятию данностей, что позволяет человеку осуществлять более свободный выбор и выстраивать жизнь в соответствии с подлинным «Я».

В экзистенциальном подходе мы балансируем между интерпретацией бессознательных процессов (психоаналитическая терапия) и феноменами контакта (гештальт-терапия), ориентируя клиента на Поиск и возможность проявления собственного уникального внутреннего мира во всей его полноте бытия (экзистенции).

Если упростить, то экзистенциальная терапия — это процесс постепенного обретения самости, помощь в реализации авторства своей жизни.

2. Что такое Поиск и почему он важен для клиента и терапии?

Поиск — это процесс, во время которого реализуется возможность заинтересованного «взгляда внутрь» и проявления «живого мгновения», когда благодаря особому терапевтическому присутствию терапевта происходит встреча с собой.

Клиент с нашей помощью открывает новые части себя, приходит к осознанию ранее неосознаваемого, формулирует новые слова для описания происходящего внутри и снаружи, связывает для себя прошлое, настоящее и будущее, лучше понимает себя и окружающих, замечает, как именно он взаимодействует с миром, понимает, чего он, быть может, всегда на самом деле хотел, но не решался.

Постепенно клиент признает и реализует свое авторство. Если он автор своей жизни, ее до какой-то степени создатель, то хотя бы в зоне персонально возможного он способен делать ее такой, какой он хочет ее видеть. Без признания авторства и способности к Поиску глубинные изменения невозможны.

3. Как экзистенциально-гуманистическая терапия связана с личностью? Какая часть личности занимается Поиском?

Большинство экзистенциальных терапевтов опираются на модель личности, взятую из психоанализа, поскольку наш метод признает психоаналитическую теорию как базовую. Сам Поиск происходит во многом за счет наблюдающего эго, хотя процесс Поиска охватывает и, мы бы сказали даже, захватывает всю личность и создает возможности и предпосылки к последующей интеграции и целостности разных ее частей — даже если клиент не все может быстро осознать и принять (как правило, так и бывает).

4. Что должен делать экзистенциальный терапевт для организации Поиска?

Прежде всего мы должны создать условия для терапии как таковой: рамки, роли, контракт, терапевтическая позиция и терапевтическое присутствие. Мы должны нормализовывать и поддерживать все, что обнаруживает в себе человек: любые чувства, мотивы, драйвы, желания, ценности, смысл, фантазии.

Поэтому любая критика, осуждение, морализаторство со стороны терапевта должны быть по возможности исключены

Клиенты и так, как правило, внутри себя живут в режиме обрывов, остановок, осуждений и запретов, что весьма затрудняет Поиск и исследование себя. Мы можем иметь какое-то мнение по поводу их поступков (в частности, по отношению к нам), но безоценочное отношение к их внутренней жизни помогает со временем появляться тому, что рождается в живом мгновении встречи с другим и собой, дает возможность с увлечением исследовать себя — какие бы внутренние странности или «монстры» при этом ни обнаруживались.

5. Есть ли в экзистенциальной терапии конкретные техники, и если есть, то какие?

Полагаем, в любой школе, как и в любом авторском методе, могут применяться свои техники, задания, практики. Однако важно осознавать, для чего нам применять ту или иную технику, как именно она поможет клиенту в решении его внутренних и внешних задач. А может, иногда стоит честно признаться себе, что проведение упражнения в данный момент — лишь способ избежать живой встречи, унять тревогу или снять напряжение?

Поэтому ответ на этот вопрос такой: техники в экзистенциальной терапии есть, но суть работы не в них… В экзистенциальной терапии важна не столько техника (инструкция к действию), сколько бытийность терапевта: его способность присутствовать, организовывать Поиск клиента и собственная готовность к встрече с клиентом и его материалом.

6. Что происходит на экзистенциальной сессии?

Происходит встреча двух психик, двух людей, находящихся в специальных ролях. Сами роли позволяют одному разворачивать тот психический процесс внутри и вовне, который у него есть на данный момент, а второму — помогать разворачивать и обрабатывать этот процесс: разделять переживания, замечать, связывать, называть, выдерживать, проживать, перерабатывать, символизировать.

7. На что экзистенциальный терапевт обращает внимание во время сессии? Что наиболее важно и почему?

Терапевт обращает внимание на три вещи: на феноменологию своего клиента (произносимый текст, поза, голос, поведенческие феномены), на собственную феноменологию (ощущения, чувства, желания) и на то, что происходит в пространстве между (процесс). Но замечать — это не означает обязательно предъявлять клиенту замеченное, речь идет об обрабатывании его исходя из текущего актуального момента.

Главное — понимать, что все, что происходит и звучит в кабинете, является субъективным и важным психическим материалом клиента и отчасти — материалом терапевта. А то, что не проявляется и не звучит, является еще более важным материалом, просто пока не проявленным вовне. Понять, как обнаруживаемые феномены и происходящий процесс могут помочь клиенту в продвижении и узнавании себя, — важная и во многом первостепенная задача.

8. Что отличает экзистенциального терапевта от психоаналитика, гештальт-терапевта, телесного терапевта, КПТ-терапевта?

В отличие от психоаналитика экзистенциальный терапевт не только анализирует слова и действия клиента, но и находится в диалоге с ним. Он работает отношениями, находясь в них непосредственно. То есть клиент в экзистенциальной терапии не объект исследования или анализа, а субъект, и важным является присутствие и встреча.

Терапевт в экзистенциальном подходе не настолько нейтрален и закрыт в своих интервенциях, реакциях и высказываниях, как психоаналитик. Он может проявлять свое отношение и чувства к чему-то, о чем рассказывает клиент, если понимает, для чего он это делает и зачем.

В отличие от гештальт-терапевта экзистенциальный терапевт не задает столько вопросов, позволяя разворачиваться материалу клиента в том виде, в котором пока получается, поскольку фокус экзистенциальной терапии не столько на контакте, сколько на присутствии, в том числе поэтому экзистенциальный терапевт меньше говорит о себе и делает это только в связи с материалом клиента.

Тут важны не только чувства и переживания клиента, они лишь часть его психического материала, важны все способы, какими клиент себя предъявляет, поскольку именно так клиент реализует свое бытие.

Важно не только настоящее, не только «здесь и теперь», а то, как в настоящем проявляется его прошлое и фантазируемое будущее, осознанное и бессознательное — в общем, живой момент бытия

В отличие от телесного терапевта экзистенцальный терапевт прикасается к клиенту лишь в ситуациях особой необходимости, терапия происходит в основном в вербальной модальности.

В отличие от КПТ-терапевта экзистенциальный терапевт не дает и, соответственно, не проверяет заданий, не применяет методик, не фокусируется исключительно на когнитивных конструкциях клиента. Он не настраивается на быстрое решение проблем клиента, и вообще — фокусом или мишенью его работы является не проблема, а сам человек, его субъективность.

9. Каким клиентам и в каких случаях экзистенциально-гуманистическая терапия показана, а когда строго запрещена?

Экзистенциальная терапия показана тем, кто способен принять правила работы конкретного экзистенциального терапевта, кто может выдерживать контракт, кто способен к внутреннему поиску, замотивирован в исследовании себя и имеет достаточно ресурсов — денег, времени, сил, чтобы этим заниматься.

Строгого запрета нет — в экзистенциальной терапии могут находиться клиенты с разным уровнем развития личности и с разнообразными нарушениями, но важно, чтобы с ними можно было бы создать клиент-терапевтический альянс, чтобы они могли следовать правилам терапии и были способны к работе с собой.

Психолог, автор книг по детской психологии и психотерапии

Кандидат психологических наук, психолог экзистенциального направления, преподаватель. Сооснователь школы экзистенциальной практики ШЭП. Автор научно-популярных книг

Личный сайт
Леонид Юдин

Медицинский психолог, гештальт-терапевт и супервизор, экзистенциальный терапевт. Преподаватель школы экзистенциальной практики ШЭП