Станислав Раевский
Психолог, сопредседатель Московской ассоциации аналитической психологии (MAAP).
Из чего сделано «Я»

«Скажи мне, кто твои друзья, и я скажу, кто ты» — очень верное определение. Хочется изменений — внимательно оглянитесь вокруг. Может быть, вы заметите, как ваша проблема поддерживается окружением. Детские терапевты часто видят, как ребенок становится выражением симптомов семьи. Поэтому работают не только с ребенком, но и с семьей как системой. Но это верно и для взрослых: круг нашего общения влияет на нас.

Чтобы проверить это, нарисуйте свой социальный атом. В центр поставьте точку, а вокруг расположите родственников, сослуживцев, друзей. Треугольниками обозначьте мужчин, а кружочками — женщин. Расстояние от центра определите в соответствии с объемом общения: расположите человека тем ближе к центру, чем больше времени вы проводите с ним.

Теперь подумайте, кто и как в этом атоме на вас влияет, кто поддерживает вашу проблему, а кто способствует ее решению или является примером ее разрешения.

Те, кто приходит на терапию, часто описывают свое окружение как похожее на себя. Например, если у вас комплекс неполноценности и вы нарциссически защищаетесь от него, обесценивая и идеализируя других, вас будут окружать персонажи, которые действуют так же. Рыбак рыбака видит издалека, а комплекс помимо нашей воли создает подходящее окружение, которое позволит ему остаться неизменным и выглядеть нормальным, обычным. Поэтому он собирает вокруг себя тех, для кого такое поведение и есть норма.

Но давайте теперь посмотрим на наше «Я» пристальнее. Даже оставаясь в одиночестве, мы продолжаем вести разговоры с другими, доказывая свою правоту. Психика диалогична. Другие влияют на нас и снаружи, и изнутри. Мы состоим из других людей, и не только из родителей. Если мы начнем искать индивидуальное в нашем «Я», то обнаружим, что ничего такого там нет, а вся наша особенность лишь в случайном наборе коллективного.

Из чего сделано «Я»

Помните песню «Из чего же, из чего же сделаны наши девчонки (мальчишки)»? И правда, мы сделаны из коллективного. Наше «Я» до того, как мы начнем его сознавать, представляет собой набор родительских и культурных стереотипов, механизмов. Юнг приравнивал такое «Я» к Персоне — маске, за которой скрывается коллективное бессознательное.

Только по мере взросления мы получаем возможность, рассматривая эти механизмы, решить, нравятся ли они нам или мы можем от них отказаться. Этот процесс Юнг называл индивидуацией и считал, что только в результате индивидуации может возникнуть настоящее «Я», после того как мы подвергнем сомнению Персону и начнем задавать самый важный вопрос: «Кто я?»

Но, возможно, нам не стоит расстраиваться. Зачем носиться с этой утомительной и часто невротичной Персоной, которая так отчаянно хочет себя обособить и мучается от своей несостоятельности? Может, осознав ее коллективный характер, мы наконец можем выдохнуть и начать наслаждаться жизнью без оценок и жесткого отстаивания ее интересов. Возможно, почувствовав связь с другими, мы ощутим глубокий смысл целостного бытия и своего предназначения как части огромного мира.