Жанна Засыпкина
Заместитель главного врача по реабилитационной работе, Действительный член Российской Психотерапевтической Ассоциации (РПА). Специальный психолог, клинический психолог, юнгианский психолог, семейный психолог, перинатальный психолог.

С самого детства я себя стыжусь. Не та фигура, не то лицо, не та одежда… Из-за этого всегда избегала общения.

С возрастом стала понимать, что это неправильно. Но до сих пор нет ни друзей, ни подруг. Когда есть возможность пообщаться в компании, я сразу начинаю жалеть на это время. Да и предложений таких становится все меньше. Даже с родственниками не общаюсь.

Хочу завести друзей, но не знаю, как это сделать. С ужасом понимаю, что являюсь плохим примером своим детям. Они тоже будут одиноки…

Александра, 46 лет

Александра, давайте вместе поймем, что с вами происходит. Мнение человека о себе формируется в детстве. И в первую очередь на него влияет отношение родителей. Поэтому так важно в качестве обратной связи давать ребенку позитивные и поддерживающие установки. Это необходимо для его здоровой самооценки.

С рождения до года ребенок находится в слиянии с мамой, до трех лет он нуждается в ее присутствии. В этот период у ребенка начинает создаваться образ «Я», и ему крайне важно слышать следующие послания: «ты в порядке», «твои чувства важны», «ты имеешь на них право».

Если же мама вовремя не отвечает на потребности ребенка, не угадывает их и не принимает, то у него начинает формироваться негативный образ «Я». Он начинает думать, что с ним что-то не так и его чувства неважны для окружающих.

В три года возникает первая потребность в отделении от мамы. Ребенок пытается понять границы дозволенного. В этот период родители могут:

  • потакать своему чаду, формируя у него вседозволенность и завышенную самооценку;

  • слишком ограничивать, проявлять сверхопеку, тем самым демонстрируя, что сам ребенок не справится с проблемами, а мир жесток и опасен.

И в том, и другом случае происходит закрепления искаженного образа «Я». Создается фундамент завышенной, заниженной или неустойчивой самооценки.

С четырех до семи лет ребенок крайне чувствителен в общении с родителями. Ему важен их эмоциональный отклик. Появляются эмоциональные переживания, и становится необходима поддержка близких. Формируется ощущение «я ценен».

А с семи-восьми лет закладывается следующий кирпичик в самооценку: «я могу». На этом этапе важно поддерживать ребенка в попытках размышления о собственных возможностях. Необходимо побольше рассказывать о том, как преодолевать трудности.

С 13 лет начинается подростковый период. Происходит сепарация от родителей. На этом этапе становятся более четкими ценности, взгляды и установки ребенка. На этой стадии рождается социальная сторона самооценки — умение взаимодействовать с другими и через это ощущать свою ценность.

Александра, похоже, что к подростковому возрасту у вас уже был сформирован искаженный образ себя. Но даже сейчас еще можно сгладить шероховатости и начать формирование здоровой самооценки. 

  1. С сегодняшнего дня начинайте замечать все свои достижения. Не упускайте даже самой маленькой, по вашему мнению, победы. Создайте новую традицию: каждый вечер подводите итоги и проговаривайте свои успехи за день. Благодарите себя за них.

  2. Представьте и зафиксируйте тот образ себя, который вы хотели бы видеть. Попробуйте прочувствовать его. В течение дня возвращайтесь к нему и старайтесь сонастроиться. 

  3. Окружите себя людьми, которые попадают в желаемый круг общения. Пусть они будут из совершенно другого социального окружения. Пока просто побудьте с ними, а потом попробуйте начать взаимодействие. 

  4. Почаще выходите из дома. Посещайте театр, выставки. Искусство помогает прикоснуться к своим чувствам, раскрыть свой потенциал и быть интересной для себя и других.

  5. Отделите себя от внутреннего критика. Он есть у каждого из нас и говорит, как правило, посланиями наших родителей: «ты не сможешь», «ты не справишься», «у тебя не получится». Опирайтесь на свои потребности, а не на опыт семьи.

  6. Займитесь своим телом. В этом помогут спарринговые виды спорта — те, где надо быть во взаимодействии с другими. Если сразу это сделать тяжело, начните с йоги. Там есть и работа с телом, и с душой.

  7. Начните руководствоваться новыми установками. Например: «лучше попробовать, чем не узнать вкус» или «начинать изменения не поздно в любом возрасте». Придумайте и выпишите на бумагу позитивные убеждения, которые приходят в голову. Пусть они будут путеводной звездой в вашем развитии.

Александра, в каждом из нас есть огромный потенциал для трансформаций. Это сила, которую надо просто разбудить, дать ей возможность проявить себя. Изменяясь сами, вы покажете пример и своим детям!