10 цитат Франца Кафки, которые научат вас завершать все, что вы
Фото
Getty Images

Писатели-нелюдимы, корпевшие над тетрадями и почти не выходившие в свет, прижизненной славы предсказуемо не добиваются, да и после смерти часто оказываются полу- или совсем забытыми. Поразительна в этом смысле история Франца Кафки (1883–1924): насколько тривиальным и неприметным было его повседневное существование, настолько из ряда вон выходящей оказалась популярность спустя десятилетия.

Почти все, что мы знаем о Кафке, почерпнуто из его дневников. Вел он их нерегулярно и с длительными перерывами, не утруждая себя перечислением фактов или тем более реакциями на внешние события — началу Первой мировой войны в этих записях уделено две строчки, рождению нового государства, Чехословакии, — ни слова. Отзывов знакомых о нем тоже немного, и в основном они весьма скупы: а многое ли вы могли рассказать о самом неприметном своем коллеге по работе? Приходит в 8:00, в 14:00 уходит, за весь день не произносит и полусотни слов.

Благодаря двоим людям биографы заполнили лакуны в сведениях о писателе: его близкий друг Макс Брод что-то поведал сам, что-то восстановил по произведениям Кафки, а его последняя любовь Милена Есенская сохранила полтора десятка тетрадей с дневниковыми размышлениями Франца. Есть еще письма к Фелиции Бауэр, женщине, на которой Кафка дважды безуспешно пытался жениться, — даже более личные и самоедские, чем дневник, но куда более совершенные в литературном плане.

И все: ни воспоминаний друзей о совместных кутежах, ни апокрифичных историй о встречах с Кафкой от разных случайных людей, ни бесед с журналистами

Большую часть своей жизни Франц Кафка проработал чиновником в страховом ведомстве, и писательство было для него всего лишь хобби. Он не видел в своих произведениях большой ценности и считал львиную долю из них в лучшем случае черновиками, набросками. Некоторые его произведения, как роман «Замок», буквально обрываются посреди предложения — подобно заголовку этой статьи. А поскольку тексты не завершены и мысли выражены недостаточно ясно, то и публиковать их не нужно: Кафка завещал Максу Броду уничтожить почти все рукописи.

Однако случилось одно из множества литературных предательств: когда в 1924 году Кафка скончался от туберкулеза в 40-летнем возрасте, Брод разобрал его архив и принял решение отправить тексты своего друга в издательство. Уже спустя 5–7 лет после смерти Кафки, к концу 1920-х годов, его произведения были опубликованы и переведены на множество языков — а личность Франца Кафки начала обрастать легендами и превращаться в фирменный чешский бренд.

Цитаты

«Спустя годы я все еще страдал от мучительного представления, как огромный мужчина, мой отец, высшая инстанция, почти без всякой причины — ночью может подойти ко мне, вытащить из постели и вынести на балкон, — вот, значит, каким ничтожеством я был для него».

«Раньше, если у меня что-то болело и боль проходила, я был счастлив, теперь я испытываю лишь облегчение и горькое чувство: „Опять всего лишь здоров, не более того“».

«Я снова буду писать, но сколько сомнений породило у меня мое писание. В сущности, я бездарный, невежественный человек, который, не принуждали бы его ходить в школу — не по доброй воле, но и едва ли замечая принуждение, — способен был бы забиться в собачью конуру, вылезая из нее только тогда, когда ему приносят жратву, и забираясь обратно, проглотив ее».

«Неправильно, когда говорят о ком-нибудь: ему хорошо, он мало страдал; правильнее было бы: он был таким, что с ним ничего не могло случиться; самое правильное: он все перенес, но все в один-единственный момент, — как могло с ним случиться что-нибудь еще, если вариации страдания в действительности или благодаря его могущественному слову полностью были исчерпаны».

«Страх при катании на санках с гор, испуг, когда надо было пройти по скользкому снегу, короткий рассказ, прочитанный мною сегодня, снова вызвали мысль — она давно не приходила в голову, но всегда лежала на поверхности, — не является ли безумное своекорыстие, страх за себя, причем страх не за высокое „я“, а страх за самое обыденное благополучие, причиной моей гибели — так, словно я сам вызвал из глубины моего существа мстителя (своеобразное: „правая рука не ведает, что творит левая“)».

<p>Франц Кафка</p>

«Какой бы жалкой ни была моя первооснова, пусть даже „при равных условиях“ (в особенности если учесть слабость воли), даже если она самая жалкая на земле, я все же должен, хотя бы в своем духе, пытаться достичь наилучшего; говорить же: я в силах достичь лишь одного и потому это одно и есть наилучшее, а оно есть отчаяние, — говорить так — значит прибегать к пустой софистике».

«Что за наваждение с девушками — несмотря на головные боли, бессонницу, седину, отчаяние. Я подсчитал: с прошлого лета их было не меньше шести. Я не могу устоять, не могу удержаться, чтобы не восхититься достойной восхищения, и не любить, пока восхищение не будет исчерпано. Я виноват перед всеми шестью почти только внутренне, но одна из них передавала мне через кого-то упреки».

«При известной степени самопознания и при других благоприятствующих наблюдению за собой условиях неизбежно будешь время от времени казаться себе отвратительным».

«Почему бессмысленны вопросы? Жаловаться — значит задавать вопросы и ждать ответа. Но на вопросы, которые не отвечают сами себе при возникновении, никогда не получить ответа».


Чувства к чешской журналистке Милене Есенской стали самым ярким переживанием в жизни «пражского гения». Их роман продлился недолго, но переписка продолжалась несколько лет. Именно Милене писатель передал свои дневники и ставшее позднее известным «Письмо отцу», а их непростые, эмоциональные отношения нашли отражение в главном произведении Кафки — романе «Замок».
Эти письма без ответа отчасти напоминают дружескую переписку, наполненную тревожными мыслями, страхами, болезненными переживаниями и глубоким взаимопониманием. В них — другой Кафка, — романтик, нуждающийся в поддержке.
Эти письма — еще один шедевр, позволяющий лучше понять удивительную личность и талант Кафки.

Франц Кафка «Письма к Милене»
Реклама. www.chitai-gorod.ru