Культурологический феномен: почему в кризис мы больше слушаем радио

Почему радио остается для миллионов людей главным источником информации? Какая особая роль отведена сегодня музыкальному радио? Как показывают многочисленные исследования, радио обладает уникальным свойством: максимально быстро восстанавливаться в кризисные моменты и превосходить прежние показатели.

Радио в кризис: причины популярности

В России в период пандемии коронавируса, по данным Mediascope, продолжительность слушания радио увеличилась на 17 минут. Сегодня на фоне нестабильной политической и экономической ситуации, согласно исследованию, проведенному с 14 марта по 3 апреля 2022 года, 87% жителей Москвы старше 12 лет продолжают слушать радио столько же времени, как и раньше, либо больше. 

Бесплатный доступ

Одной из причин подобной динамики эксперты называют то, что радио бесплатно, а доступ к нему свободный.

Доверие

Также радио остается каналом коммуникации, к которому аудитория испытывает наибольшее доверие, что становится особенно важно в период, когда СМИ наводняют фейки. По данным исследования центра «Евробарометр в России», радио доверяют 59% населения. 24 из 33 стран ЕС считают радио самым надежным источником информации.

Терапевтический эффект

У такой популярности радио есть и еще одно объяснение. Как показали исследования, проведенные в марте-апреле этого года, 80% опрошенных включают радио, когда хотят поднять себе настроение. Еще 61% признаются, что радио остается для них комфортным фоном для жизни.

Об огромной терапевтической роли музыки говорят культурологи. Доктор искусствоведения, доктор культурологии и профессор Московского физико-технического института Григорий Консон так видит влияние музыки на эмоциональную сферу человеческой души:

«Музыкальное произведение входит в резонанс с эмоциональным переживанием человека, погруженного в определенное психологическое состояние. Музыка стала частью повседневности, программирующей образ действия и в конечном счете саму жизнь. Если грамотно использовать „музыкальную“ помощь, в свое удовольствие, слушая, например, по радио любимые песни, почти всегда получится системно улучшить мировосприятие и самооценку».

Особая роль в подобном контексте принадлежит музыкальному и развлекательному радио, в особенности делающему акцент на русскоязычном контенте

На фоне нестабильности, вызванной и пандемией коронавируса, и текущими событиями, аудитория подсознательно стремится к понятному, близкому контенту, что помогает бороться с тревожностью, находить точки опоры в жизни, создает ощущение ясности происходящего.

«То, насколько люди нуждаются в хорошей, близкой по менталитету музыке, в знакомых, вызывающих доверие диджеях, а главное, в простом напоминании, что все будет хорошо, все наладится, стало особенно заметно в пандемию и сейчас вновь выходит на первый план, — говорит ведущий „Русского Радио“, радиостанции, в эфире которой звучат исключительно русскоязычные песни, Дмитрий Оленин. — Для любого ведущего важно чувствовать эту потребность аудитории в тебе. И можно сказать, у ведущих „Русского Радио“ сейчас действительно важная и ответственная роль».     

Сегодняшний кризис на фоне санкций может стать для радио трамплином: пусковым механизмом, который позволит индустрии выйти на новый уровень развития. Важно только увидеть эту возможность.