Фестивали, фан-арты и фанфики: что такое фандомы и почему люди в них вступают
Фото

Getty Images

Фанатское сообщество (фандом или фэндом — от англ. fandom) выстраивается вокруг любого популярного явления: сериала, музыкальной группы, книги или компьютерной игры. Фандом от простых заинтересованных обывателей отличает бόльшая вовлеченность: они активно следят за новостями, связанными с любимым проектом, подписаны на социальные сети его участников, часто сами создают фанатский контент. Нахождение в фандоме требует большой самоотдачи: эмоциональной, творческой и интеллектуальной.

Протоформой современных фандомов можно считать любое объединение людей, связанных высоким уровнем вовлеченности в какое-то культурное явление. Активно развиваться они стали в эпоху появления культовых произведений в жанрах «фэнтези» и «фантастика»: «Хоббит, или туда и обратно» и «Властелин колец», сериал «Звездный путь», киноэпопея «Звездные войны» и другие. Фан-базы этих произведений по-прежнему активны и многочисленны.

С повсеместным распространением интернета взаимодействие фанатов перекочевало на цифровые платформы: тематические группы в соцсетях, фанатские сайты и форумы, чаты с единомышленниками. Интернет не только делает из разрозненных поклонников глобальное интернациональное сообщество, но и позволяет фанатам коммуницировать с авторами, актерами, певцами — теми, из-за кого фандом и появляется.

Фандом — это интернет-явление, вне социальных сетей почти не приспособленное к самоорганизации. Но несмотря на колоссальную роль интернета, фандомы проявляют себя и в «реальной» жизни — с помощью фанатских конвенций, тематических фестивалей и встреч.

1/2
Фото:
Getty Images

Почему появляются фандомы

Быть частью общества – одна из базовых потребностей человека. Людям жизненно необходимо принадлежать к какому-то объединению и чувствовать, что это сообщество признает их как своих членов. Психолог Виктория Ашихмина выделяет несколько потребностей, которые реализуются с помощью фанатских сообществ:

  • потребность в принадлежности;

  • потребность в самоидентификации;

  • потребность в идентификации другого человека;

  • потребность в безопасности.

Кроме того, в сообщество объединяются по какому-то принципу, то есть люди ищут единомышленников со схожими интересами. «Эти места (фандомы — прим.) с самого начала моего увлечения ими приносили мне ощущение общности, которое я, к сожалению, не находила в реальности», — признается девятнадцатилетняя Елизавета.

Людям важно разделять с другими свои чувства от произведения, вызвавшего интерес, удовольствие, яркие эмоции

«Мы хотим продлить это удовольствие от соприкосновения со вселенной: хотим погоревать, повозмущаться. Хотим сказать: „Ура, я тоже так думаю“ или „Что тут придумали, все вообще не так было!“» — объясняет психолог.

«После просмотра или чтения чего-то обычно хочется это с кем-то обсудить. Просто приятно поговорить о том, какие моменты понравились, а иногда даже случается услышать интересные теории, точки зрения о событиях или персонажах в произведении», — делится Анастасия.

Эмоциональный след, возникший после взаимодействия с контентом и с его поклонниками, может оказаться очень сильным. Психолог отмечает, что ощущение единства, солидарности и сопричастности остаются даже после завершения проекта — и остаются надолго, а может быть, даже навсегда.

Для чего фанаты создают контент 

Участники фандома не только потребляют оригинальный контент, но и создают собственный. Фанатское творчество разнообразно: это косплей — воссоздание внешности и образа персонажа реальным человеком, фан-арты — фанатские рисунки, фанфики — любительские литературные произведения, созданные на основе оригинального сюжета, эдиты — видеонарезки со спецэффектами, посвященные чему-то или кому-то.

«Когда мы тратим ресурсы на создание костюма, рисунка и прочего, получается, что мы вкладываемся, но не просто в героев этой вселенной, а в этот мир и становимся его частью», — говорит психолог. Создание фанатского контента редко окупается материально, но эта мотивация не деньгами, а внутренними эмоциональными потребностями человека.

Shut up and take my money: зачем фанаты покупают мерч

На вовлеченную фанатскую аудиторию опираются многие производители — так появляется тематический мерч: футболки, сумки-шопперы, блокноты и многое другое. Его покупают как рядовые поклонники, так и коллекционеры, собирающие специальные выпуски, переиздания и лимитированные продукты. Поклонники и сами создают мерч — чаще всего это открытки, наклейки или значки. 

Фандомный мерч — простой способ найти единомышленников в толпе, но причины приобретения продукции для фанатов куда глубже. У человека есть большая внутренняя потребность находиться в связи с кем-то: с реальными людьми, или, в том числе, с вымышленными героями. Если человек чувствует свою связь с чем-то большим — с сообществом, с выдуманной вселенной — человек чувствует себя хорошо. «Символика, атрибутика, какие-то вещи — это те самые артефакты, которые подчеркивают эту связь», — считает эксперт.

Коллекционирование вещей, символизирующих наши интересы, — очень древняя история

Люди занимаются этим десятки тысяч лет: создают статуэтки, собирают фигурки животных, носят амулеты. Но благодаря массовому производству получить желаемые вещи стало намного проще. 

«Мне нравится рассматривать свои открытки, рисунки или стенды: это навевает воспоминания о приятном опыте в прошлом. Когда смотришь на мерч с любимыми героями, ты словно становишься ближе к ним, а это наполняет положительными эмоциями», — делится Анастасия.

Респонденты отмечают, что приобретают вещи по любимым фандомам не только ради самих персонажей, но и чтобы поддержать творчество любимых художников, рисующих фан-арт. 

Почему люди уходят из фандома

Фандом – это увлечение, которое может быть интересно как пару месяцев, так и много лет. Фанатская любовь не всегда переживает оригинальное произведение. Часто причиной ухода из фандома становится потеря интереса: новые части произведения не выпускаются, фанатского контента становится меньше, друзья и знакомые, разделявшие увлечение, находят новые интересы. Тогда одно произведение сменяет следующее.

«Так обычно происходит с любым человеком: все начинает приедаться, ты уже не чувствуешь никакого удовольствия от нахождения в этом фандоме, понимаешь, что в любом случае „как прежде“ уже не будет», — заключает рассказ о любимой ранее игре Елизавета.

Другой причиной ухода из фандома являются конфликты внутри сообщества. Разные взгляды на сюжет и персонажей в нем, споры между фанатами, даже неоднозначные поступки кумиров — все это подрывает любовь к произведению. Со временем негативных впечатлений от фандома становится больше, чем позитивных, и поклонники либо дистанцируются от фан-сообщества, либо выходят из фандома вовсе.

Виктория Ашихмина
Виктория Ашихмина

Психолог, гештальт-терапевт, преподаватель психологии

Личный сайт