Небермудский треугольник: как мы становимся заложниками собственной ролевой игры в отношениях
Фото

Кадр из фильма «Бункер» (2011)

Немного истории

Данная социальная модель взаимоотношений была сформулирована американским врачом-психотерапевтом Стивеном Карпманом еще в 1968 году. Сравнение с Бермудским треугольником не лишено смысла, так как сам Карпман называл свою схему «драматическим треугольником», но в народ ушло название с именем основателя. 

Стивен Карпман был учеником создателя транзактного анализа Эрика Берна. Именно в процессе погружения в этот метод психотерапии он пришел к идее треугольника отношений, в основу которого легли позиции спортсменов на поле (сам Стивен обожал баскетбол). Далее Карпман успешно применял свою диаграмму в работе с клиентами.

«Треугольник Карпмана» — психологическая «ролевая игра», где взаимоотношения между людьми выстраиваются по трем ролям: Спасатель, Преследователь и Жертва

Стивен Карпман обожал театр и даже играл в кино, неудивительно, что для каждой ипостаси треугольника он отвел свой сценарий и свой набор характеристик.

Взаимодействуя, все три персонажа составляют единый деструктивный механизм. На этой сцене их детские травмы, психологические установки, боли соприкасаются и друг на друга влияют — играет оркестр, поднимается занавес, представление начинается.

Кто есть кто

В большинстве жизненных ситуаций мы как бы бессознательно используем привычные способы поведения. К сожалению, зачастую прибегая к манипуляциям (тоже бессознательно). Таким образом тот, кто ищет поддержки и защиты, в терминологии Карпмана — Жертва. Тот, кто нападает,  давит и проявляет агрессию — Преследователь. Отчаянно желающий Жертву спасти, противостоя Преследователю, — защитник.

Казалось бы, разобрались. Но хитрость в том, что жизненные ситуации меняются, а значит, меняются и отношения между «персонажами», происходит последовательная смена ролей. Жертва предсказуемо начинает ощетиниваться и становиться Преследователем. Спасатель, обессилев, «проваливается» в Жертву. Преследователь готов начинать спасать самостоятельно. И это движение по кругу может происходить сколько угодно долго.

Задача психотерапевта — помочь клиенту отказаться от участия в бесконечном спектакле и выйти из треугольника

Это может оказаться непросто, ведь участники не работают над решением конфликта, а, отыгрывая роли поочередно, имеют скрытую выгоду в виде реализации собственной деструктивной схемы: получения одобрения, сочувствия или необходимой дозы адреналина.

Более того, один и тот же человек может отыгрывать разные роли в разных жизненных ситуациях, например, быть Жертвой на работе, Преследователем в личных отношениях и Спасателем в дружеских. 

Разберем каждую роль треугольника.

1. Преследователь

Как мы понимаем из названия, это позиция обвинения, давления и критики. Преследователь «нападает» на Жертву тем, что заставляет ее чувствовать себя угнетенной, неправильной, часто (но не всегда) используя угрозы, издевательства и даже насилие. Преследователь ищет ощущение контроля и силы, демонстрируя свою важность себе и миру, но на самом деле не беря ответственности и не решая никаких проблем.

2. Жертва

В этой роли главные чувства — беспомощности и несправедливости. Она отрицает любую ответственность за негативные обстоятельства своей жизни и пассивно ожидает спасения — или даже активно ищет его, только бы не брать на себя принятие решений. В этой роли нам свойственно думать, что другим везет больше, появляется склонность винить в своих проблемах обстоятельства, судьбу и сетовать на непринятие себя другими.

3. Спасатель

Спасатель упорно тратит собственные ресурсы на «спасение утопающих», находя в этой деятельности отдушину и подтверждение собственной значимости. Каждому Спасателю нужна Жертва, которая примет его альтруизм и восхвалит. Движет им, в первую очередь, собственное эго, которое подпитывается чувством превосходства над иными участниками треугольника. Спасенная Жертва — больше не интересна, он снова испытывает потребность доказать свое «могу» и ищет новый треугольник проблем. Спасательство нельзя путать с реальной, бескорыстной помощью, которая оказывается точечно и, что самое важное, по запросу.

Сюжеты этой ролевой игры

Драматический треугольник не статичен, внутри него бурлит сюжет. Сам Карпман утверждал, что «драма начинается, когда роли определены, а развивается до тех пор, пока не происходит смена ролей». Таким образом, даже в парах все три роли могут распределяться между двумя людьми, а сама «игра» разворачиваться в течение часа, например, во время ссоры.

Самым ярким примером Треугольника Карпмана является сказка «Красная Шапочка»:

Героиня выступает в роли Спасателя — отправляется в путь доставить еду больной бабушке, непременно через темный лес. Встречает Волка и решает заодно «спасти» зверя от одиночества, раскрывая, где живет бабушка. Так Красная Шапочка становится Жертвой Волка, который превращается в Преследователя.

Он обманывает Красную Шапочку, съедает бабушку и саму героиню. Казалось бы, конец… Но тут возникает новый Спасатель — Дровосек. Он спасает Красную Шапочку и бабушку, распарывая серому живот. Теперь Волк превращается в Жертву, а Красная Шапочка в Преследователя и мстит раненому Волку, набивая его живот камнями.

Как выйти из треугольника Карпмана

Конечно, проще в треугольник не попасть, чем из него выбраться. Но поскольку большинство наших схем и реакций протекают бессознательно, все мы хотя бы раз в жизни обнаруживаем себя в подобном спектакле.

Некоторые обстоятельства ситуативны и заканчиваются сами собой, но если ваши семейные, рабочие, дружеские или любые другие отношения подозрительно напоминают описанный сценарий, вот рекомендации, которые могут помочь уйти со сцены до трагического поклона.

1. Обнаружить и признать свою роль в треугольнике

Невозможно выйти из сценария, где виноваты все вокруг. В драматическом треугольнике люди решают именно эмоциональные трудности, но не фактические задачи. 

Определить роль помогут как раз собственные чувства. 

В роли Жертвы мы ощущаем:

  • беспомощность;

  • безысходность;

  • бессилие;

  • психологическое давление;

  • никчемность;

  • неясность;

  • обиду;

  • отчаяние;

  • жалость к себе;

  • страх.

Мы оказались в роли Спасателя, если испытываем:

  • желание помочь вопреки себе;

  • ощущение превосходства или снисхождения в отношении других;

  • уверенность в том, что лучше знаем, кому и как действовать;

  • окрыляющее ощущение собственной значимости при оказании помощи;

  • чувство обязанности перед кем-то, не позволяющее отказать в помощи даже малознакомому человеку;

  • ощущение ответственности за судьбу спасенного.

Вероятно, мы выступаем в роли Преследователя, если чувствуем:

  • непоколебимую уверенность в собственной правоте;

  • гнев и возмущение к поступкам других;

  • острое желание наказать кого-то за что-то;

  • желание восстановить справедливость любой ценой;

  • чувство оскорбленного самолюбия;

  • ощущение адреналина, азарта и власти, как у преследующего дичь охотника.

Назовите свою роль в том или ином взаимодействии и следующий шаг предпринимайте, не идя на поводу у предписанного образа.

Например, если вы испытываете ревность и готовы из роли Жертвы впасть в Преследователя, закатив скандал или устроив слежку, задайте себе вопрос: а что поможет снизить накал чувств на самом деле? Объективна ли ревность сейчас? Какие мои действия не продлят боль, а помогут от нее избавиться?

2. Взять ответственность

Понимаю, ответственность — слово демонизированное и кажется пугающим. Но следующим шагом после признания проблемы будет непосредственно выход. Для этого отмотайте сцены спектакля к началу: что стало для вас точкой входа в треугольник?

Возвращаясь к примеру с ревностью: чтобы не гулять между Жертвой и Преследователем, а параллельно в качестве компенсации не Спасать всех вокруг — спасите себя. Вспомните о том, когда эта ревность началась. Что вы предпринимали для ее снижения, а что для поддержания? Что вообще составляет вашу жизнь, кроме отношений и ревности в них? Как эти самые отношения сказываются на вас и вашей жизни в целом сейчас?

Ответственность — это принятое решение. Решением может быть и сохранение треугольника, но учитывайте последствия, в том числе психосоматические.

3. Развивать осознанность

Это не дар, это навык. Научиться отслеживать, замечать свои мысли, чувства и действия — значит развить осознанность. Это поможет вам вовремя понимать, в какой роли вы находитесь, принимать такие решения, которые позволят в дальнейшем не попадаться на подобные уловки.

Записывайте свои мысли, эмоции и поведенческие реакции в течение дня — вы заметите привычные паттерны и сможете на них влиять.

4. Помнить, что выбор есть всегда

Постарайтесь отказаться от идеи, что обстоятельства сильнее. Даже когда плыть против течения трудно, а сдаться кажется неплохим вариантом, напоминайте себе о том, что вы — самая большая ценность. Усилия во благо или вред чему бы то ни было не стоят того, чтобы разрушаться.

Давайте учиться вместе направлять энергию на реализацию, любовь, творчество, самость и беречь себя от столь изнуряющих игр. Выйти за пределы иллюзий треугольника непросто. Не стесняйтесь обращаться за помощью к специалистам, и вы убедитесь, как многогранна сцена жизни вне этого сценария. 

Анастасия Бабийчук
Анастасия Бабийчук

Клинический психолог, КПТ- и схема-терапевт