Разделяй и руководи: какие проблемы могут возникнуть в паре
Самая большая сложность у партнеров, которые совместно ведут дела, заключается в том, что грань между личной жизнью и работой стирается. Рабочие проблемы обсуждаются везде: за завтраком, в спальне, на отдыхе — не происходит эмоциональной разгрузки, пропадает романтическая составляющая.
Часто личные отношения мешают принимать бизнес-решения — в рабочих спорах включаются личные обиды
Супруги не могут определиться, кто за что отвечает в бизнесе — партнеры залезают в чужую зону ответственности. Муж и жена не могут договориться, кто имеет решающий голос. Иногда возникают обиды из-за того, что один «тянет» больше, чем другой. Конфликты также случаются на фоне финансовых разногласий.
Work-life blend: как гибко решать рабочие и личные вопросы
В интернете много советов, как разделять бизнес и семейные дела: «правило домашних тапок», запрет на рабочие разговоры дома, обязательное отключение телефона. Однако четкое дифференцирование работы и личной жизни в нашей действительности — нереальная задача. Особенно для предпринимателей и удаленщиков — они очень вовлечены в процесс, всегда находятся на связи.
Бизнес требует от владельца перманентного включения. Поэтому work-life balance постепенно замещается термином work-life blend — разумный микс рабочих и личных процессов. Этого принципа можно придерживаться и в отношениях супругов, которые ведут общий бизнес.
Очень часто просто невозможно не разговаривать о рабочих моментах со своей половинкой. Не нужно слишком на этом зацикливаться — радикальные запреты на работу и беседы о ней дома иногда просто нерациональны и могут вызывать еще большее раздражение и ссоры.
Если партнеры работают в одной компании или, например, имеют свой маленький магазинчик, производство, они непосредственно взаимодействуют друг с другом в течение дня. С большой вероятностью, все рабочие моменты они успевают обговорить в отведенное для этого время. Дома еще раз все это обсуждать просто не захочется.
Поболтать о какой-то деловой ситуации за просмотром сериала — это абсолютно приемлемо. Работа — значимая часть нашей жизни, почему бы не поделиться своими мыслями с партнером. Даже если работа у вас общая.
Когда произошла экстренная ситуация, допустим, случилась авария на предприятии, делать вид, что вы не занимаетесь рабочими вопросами во время отдыха, как минимум глупо
Другая крайность, например, непрерывно «решать вопросики» во время семейного ужина — тоже плохой вариант. Спокойно и без упреков попросите партнера не делать так. Если ситуация повторяется, обсудите это, по возможности, без эмоций. После разговора подобные эпизоды возобновились? Вероятно, за желанием «сбежать» в рабочие дела стоит что-то другое.
Закономерность простая: чтобы вам захотелось переключиться с работы на общение с близкими, нужно соскучиться по ним. Чтобы это стало возможным, не работайте вдвоем в одном пространстве физически. Особенно это относится к фрилансерам и удаленщикам.
Нобелевский лауреат Конрад Лоренц в книге
Если вы постоянно работаете с партнером за одним столом, вас начинает раздражать все: как он говорит, как выглядит в одном и том же домашнем халате, как мешает ложечкой чай. Мы перестаем видеть в партнере, что в нем есть классного, пропадает эффект новизны, очарования. Поэтому постарайтесь работать минимум в разных комнатах, в идеале — пусть один из вас трудится в коворкинге. Если партнеры оба работают в опен-спейсе, лучше не сидеть друг напротив друга.
Метод компетенций: как разделить обязанности и перестать конкурировать за лидерство
Такое часто бывает: первый дает одно распоряжение подчиненным, а второй по аналогичному вопросу — другое. Или муж и жена доказывают, что каждый из них знает лучше, как поступить в тех или иных условиях. Подобная ситуация часто возникает на начальном этапе построения бизнеса. Если такие недопонимания повторяются постоянно, стоит поделить зоны ответственности.
Использовать можно «Метод сильных сторон». Обсудите вместе, кто какие компетенции забирает. Каждый записывает, в чем он лучше, и распределяет зоны влияния. Допустим, один забирает на себя финансы и закупки. Другой — общение с клиентами.
Четко договоритесь, как принимаются решения, и безоговорочно следуйте договоренности, даже если вы не согласны с партнером. Можно выбрать модель по сферам ответственности или принимать решения совместно после обсуждения.
Установите право вето — возможность заблокировать решение партнера при определенных обстоятельствах
Но это крайняя мера. Если не выработать систему, не наладить процесс изначально, и бизнес, и отношения долго не смогут существовать.
Честный разговор и система распределения обязанностей работает и в случае, когда одному кажется, что он «тянет» на себе больше нагрузки.
Зачастую идентификация зон ответственности и определение лидера в бизнес-паре происходит на стартовом этапе нативно, а в процессе приходится лишь немного донастроить механизм.
Ведь когда мы только начинаем что-то делать с партнером, то примерно понимаем, что у каждого получается лучше или хуже. На этих навыках и строится бизнес. Также в паре есть лидер, организатор, хозяйственник, переговорщик — что заметно на микроуровне семейного менеджмента. Эти роли обычно переносятся в бизнес.
«Я-позиция» по фактам: как решать конфликты и воспринимать критику
Как бы мы ни старались, без конфликтов вряд ли получится обойтись. Важно давать обратную связь партнеру — она не всегда будет положительной. Одним словом, нужно научиться работать с критикой. Чтобы каждый раз разногласия не выливались в глобальную ссору, следует придерживаться некоторых принципов. Они универсальны для всех партнерских разговоров.
Честно говорите о том, что вас не устраивает и беспокоит, не копите недовольства — чем больше спорных вопросов, тем сложнее будет разобраться во всем без скандала.
Говорите из «Я-позиции»: что вам важно и почему, а также спрашивайте, что важно партнеру. Слушайте, не перебивая, учитесь воспринимать чужую правоту, находить компромисс. В идеале, начинайте сложный разговор с похвалы: скажите, что было классно, а уж потом, что не очень.
Оперируйте фактами, критикуйте без обвинения, старайтесь минимизировать эмоции. С близкими людьми зачастую непросто выключить чувства, но стремиться к этому необходимо. Если вы сами слишком возбуждены, или партнер очень устал, зол — возьмите паузу и начните разговор, когда страсти утихнут.
Обоим партнерам необходимо понимать, что, выбирая вести дела с супругом или любимым человеком, важно заботиться не только об отношениях, хоть это и суперважно, но и о бизнесе. Поэтому нужно быть готовым к тому, что от вас потребуется определенная эффективность. Партнер по отношениям становится полноценным партнером по бизнесу.
Доверяй, но оформляй: юридические и финансовые вопросы
Документация процессов поможет избежать множества проблем в случае критичных несогласий или развода. В целом это снижает психологическое напряжение во многих случаях. Но не во всех.
Подчас встречаются возражения в стиле: «Ты что мне не доверяешь? Ты готовишься со мной расстаться?» Если вы слышите от партнера такие фразы, то стоит учесть: возможно, это проявление инфантилизма с его стороны, а значит и повод серьезно подумать, нужно ли с таким человеком иметь дела и отношения.
На что обратить внимание в юридических и экономических вопросах?
1. Определите форму собственности бизнеса
Если бизнес оформлен на одного (ИП), второй партнер юридически не защищен. ООО позволяет прописать доли и права в уставе. Также форма собственности поможет определить порядок выхода из бизнеса — например, выкуп доли.
2. Заключите брачный договор
Брачный договор помогает зафиксировать, как будут делиться доходы бизнеса и распределение активов. Например, 30% прибыли — личные средства жены, 70% — общие. Этот документ определит судьбу бизнеса и после развода: продажа, раздел, выкуп.
3. Заключите трудовой договор
Трудовые договоры распределяют роли (жена — CEO, муж — CFO), обязанности, зарплаты, соцгарантии.
4. Составляйте финансовые соглашения
Различные финансовые соглашения составляют, например, чтобы разделить счета — общий счет для бизнеса, личные счета для прибыли; установить лимиты на снятие средств без согласия партнера. В случае привлечения заемных средств нужно определить ответственность по их выплате. Например, если бизнес в ИП, долги лягут на владельца.
5. Договоритесь о распределении средств
Зафиксируйте, как будут распределяться дивиденды, как выводиться прибыль, например, 50% реинвестировать, 50% делить поровну. Договоритесь о способах решения конфликтных ситуаций: поможет договор о медиации или право вето.

Сооснователь Академии профессионального коучинга и психологии 5 Prism и творческой лаборатории «Красиво», коуч PCC ICF