В США вынесли приговор родителям школьного стрелка — они получили 10 и 15 лет тюрьмы
Фото
Shutterstock/Fotodom.ru

Стрельба в школе Оксфорда

Инцидент произошел еще в ноябре 2021 года: 15-летний ученик старшей школы Оксфорда Итан Крамбли расстрелял из полуавтоматического пистолета нескольких подростков, убив четырех из них. Крамбли был задержан: спустя два года после массового убийства его приговорили к пожизненному заключению без права на помилование.

В апреле 2024 года суд вынес приговор и родителям подростка — Дженнифер и Джеймс Крамбли получили сроки «от 10 до 15 лет» тюрьмы за то, что «не смогли» остановить своего сына. Супруги настаивали на том, что они не знали о планах сына устроить стрельбу в школе. Однако, по мнению прокуроров, их вина все равно была — в том, что они не позаботились о безопасном хранении оружия.

Кроме того, сторона обвинения обратила внимание, что родители отказались забирать сына из школы, несмотря на его эмоциональное состояние

В тот день подросток нарисовал ружье и застреленного человека, сопроводив изображение подписями: «Мысли не остановить. Помогите мне. Моя жизнь бессмысленна. Кровь повсюду». На это обратил внимание школьный персонал: понимая, что родители не отвезут сына домой, психолог решил позволить мальчику остаться в школе, чтобы ему не было одиноко. Никто из сотрудников школы не стал досматривать его рюкзак — в нем Итан прятал пистолет, который и использовал для стрельбы «позже в тот же день».

Тем не менее Дженнифер и Джеймс Крамбли до последнего были убеждены, что их сын не способен на подобную жестокость. «Мы с мужем говорили, что у нас идеальный ребенок. Я искренне верила в это, — заявила мать Итана. — У меня не было причин поступать иначе. Этого я не предвидела. Я буду сидеть в своей внутренней тюрьме до конца жизни. Если что-то и может вынести из этого широкая общественность, так это то, что такое может случиться и с вами».

Как быть родителям в подобной ситуации

Рената Бахтеева

Rлинический психолог, детский психолог, член Ассоциации системно-стратегических терапевтов

Что мы знаем о школьных стрелках

Сегодня в России массовые убийства в учебных учреждениях — новое явление и емногочисленны, в отличие от США, где давно создалась серьезная проблема профилактической работы и раннего выявления потенциальных преступников такого рода. Опираясь на изучение проблемы шутинга, массовых убийц, маньяков и стрелков в Америке, можно разделить их на две большие группы.

Часть из них — психически больны и имеют психиатрический диагноз. Они действуют под влиянием патологических переживаний, например, бреда или галлюцинаций. Таких среди преступников данной категории 20%. И если учесть, что психически больные совершают, по разным данным, всего 1–5% преступлений (разница из-за включения или исключения в категорию разных расстройств), они не часто становятся «главными героями» массовой стрельбы.

Остальные «стрелки» могут иметь личностные особенности, которые не включены в разряд психических расстройств

Это так называемые неспецифические расстройства личности. В обязательном порядке после трагедии убийца в США, если он остался живым, тщательно обследуется психиатром.

Выделены общие черты личности и анамнеза (предшествующей истории жизни) данной группы преступников. Как правило, они:

  • подвергались насилию в детстве;

  • совершали поджоги и мучили животных;

  • сконцентрированы на себе и не испытывают сочувствия к окружающим;

  • у них низкая самооценка;

  • находятся вне группы сверстников, у них мало друзей и они с трудом строят и поддерживают контакты со сверстниками;

  • часто высказывают идеи о том, что окружающие их ненавидят, обижают и желают им зла;

  • имеют пристрастие к видеоиграм и фильмам с обилием насилия;

  • проявляют активный интерес к оружию;

  • пишут истории и рисуют картинки, отражающие насилие и смерть;

  • нередко пытаются рекрутировать других для совершения преступления.

Другой возможной причиной, толкающей американского школьника на стрельбу по невинным людям, является низкий эмоциональный интеллект. В таком случае люди склонны к накоплению отрицательных эмоций и оказываются неспособными справиться со стрессом, особенно если он связан с их самооценкой.

Что чувствуют люди, готовые убивать других

Действительно, большая часть стрелков с трудом может осознать и справиться со своими эмоциями. Они чувствуют свое бессилие и не могут найти конструктивных выходов из стрессовых ситуаций. Такие люди могут быть внешне довольно спокойными, доброжелательными и тихими. Однако все страсти у них кипят внутри.

У человека возникают ненависть и неприязнь как к конкретным людям, например, к родителям, так и к обществу в целом. Появляются патологически значимые влечения, в том числе и к оружию. Человек становится замкнутым, стремится к уединению, его ничто не радует. У него наблюдаются некоторая холодность, снижение эмпатии.

Возникают непродуктивные размышления о смысле жизни, о ее бессмысленности, мысли о суициде

Когда человек понимает, что психотравмирующая ситуация никогда не исправится и будет только ухудшаться, тогда он решается на убийство или суицид с целью избавиться от психической боли.

Факторами, которые ее вызывают, также могут быть:

  • сложные отношения в семье;

  • буллинг в школе;

  • неадекватные амбиции, которые сталкиваются с реальностью;

  • отчаяние от того, что не получается выстроить социализацию так, как хотелось.

Анализируя личности американских «стрелков», можно сделать вывод, что они руководствуются следующим принципом: «когда тяжело окружающим, мне уже не так тяжело».

И важно, что они идут делать плохо туда, где было плохо им: «Я им сделаю больно, и мне от этого станет чуть менее больно». Некоторые «стрелки» ощущают себя некой силой, они верят, что вершат глобальное действие или некое правосудие.

Роль родителей в судьбах школьных стрелков

Человеческая психика формируется еще в детстве, поэтому логично исследовать причину проблем и там. Родители для ребенка — это проекция внешнего мира. Именно с помощью родителей ребенок учится взаимодействовать с ним. От родителей он получает следующую информацию:

  • Безопасен ли мир или опасен? Чего конкретно стоит бояться?

  • Какой я и все ли со мной в порядке?

  • Любят ли меня и принимают? Если нет, то каким я должен быть и что делать, чтобы принимали и любили?

Ненависть рождается из-за определенной ущемленности человека в прошлом, особенно в детском и подростковом возрасте, когда положительные и отрицательные эмоции усиливаются в геометрической прогрессии.

Для ребенка первоисточник информации о мире — это родители

Люди, которым в детстве в семье уделяли мало внимания или, что еще хуже, высмеивали их и указывали на комплексы, в будущем подавляют в себе эти негативные чувства через насилие к ближнему. Поэтому следует посмотреть, не исказила ли детская психика какую-либо информацию или не исказили ли ее родители через призму своего жизненного опыта и собственных травм.

В чем ответственность родителей за действия ребенка

Ответственность за совершенное деяние в первую очередь на родителях. Естественно, встает вопрос о профилактике, чтобы подобного не случалось.

Чтобы снизить риск не только нападений, но и опасного поведения в целом, родителям стоит быть более внимательными к детям и сохранять поддерживающие и заботливые отношения. Открытое общение позволит вам быстро реагировать при возникновении проблем. Знать друзей своего ребенка, куда он ходит, чем занимается, какие сайты смотрит, что постит на своих страницах и так далее — это может предотвратить массу неприятностей.

Что делать, чтобы снизить риски подобного поведения у ребенка

1. Наблюдать

Потребность в наблюдении за детьми зависит от их поведения. У большинства не нужно осматривать комнату на регулярной основе. Но если вы застали подростка, грубо говоря, с самодельной бомбой, то регулярные осмотры обязательны. Если знаете, что ваш ребенок злится на мир и одержим оружием, что он посещает сайты на тему насилия и поглощен мыслями о смерти и причинении вреда себе и окружающим, стоит более пристально наблюдать за ним и обратиться за профессиональной помощью.

В современном мире школьники или студенты кажутся увлеченными оружием, открыто говорят о сборке бомб и отчаянно мечтают о пушках, но это еще не значит, что они потенциальные убийцы. Здесь критически важно не давать доступ к огнестрельному оружию и изучить ситуацию.

2. Не бояться помощи специалистов

Родители должны быть настороже из-за признаков потенциального насилия. Если они прочитают рассказ или дневник своего ребенка и обеспокоятся содержимым, они должны знать, как поступить.

В зависимости от повода для беспокойства нужно сообщить в школу, специалисту по психическим заболеваниям или полиции. О непосредственных угрозах насилия следует сообщать в правоохранительные органы.

Гнев и депрессия при отсутствии явной угрозы должны привести к приему у специалиста

Если ваш ребенок говорит, что его знакомый планирует нападение, немедленно передайте, сообщите об этом школе и в правоохранительные органы. Обратите внимание, если в школе беспокоятся о вашем ребенке: отрицательные отзывы о нем от учителей слушать может быть трудно и неприятно, но если из школы звонят и сообщают, что его поведение представляет объективную угрозу, родителям следует отнестись к этому серьезно. Тревога может быть ложной, а может оказаться и вопросом жизни и смерти.

Также, чтобы побороться с детской преступностью, нужно пресекать пропаганду насилия в СМИ, на телеканалах и в детских играх. Установите на гаджетах возрастное ограничение и родительский контроль.

3. Обеспечить безопасное пространство

По статистике, 70% всех преступлений происходят в пьяном виде или в наркотическом опьянении. Категорически нужно воспрепятствовать появлению законов о продлении времени продажи спиртных напитков в торговых точках, а также убирать подобные магазины подальше от школ и детских садов.

Необходимо воспитывать детей, рассказывать им нормы закона, объяснять, как изменится их жизнь, если они собьются с пути. И главное — нужно обеспечить стопроцентную занятость ребенка. Когда у него есть увлечение, он стремится к цели в спорте, творчестве, учебе, тогда ему, в большинстве случаев, некогда думать о плохом и, соответственно, у него будет меньше шансов попасть под дурное влияние.

Необходимо, чтобы люди обращали внимание на своих родственников, знакомых, соседей, учеников, сверстников. Если человек меняется и был, например, ласковым и дружелюбным, а затем вдруг стал мрачным, злым, необщительным — это повод присмотреться к нему повнимательнее. Это может быть признаком душевного расстройства, которое большинство людей не смогут распознать.

4. Научить делиться эмоциями с другими

Больше всех посвящены в проблемы подростков их одноклассники, знают об их высказываниях о самоубийстве, о рассуждениях о бессмысленности жизни.

Необходимо, чтобы у подростков была информация, что это все — возможное проявление болезни. Что они должны помочь своему однокласснику или сокурснику. Надо убеждать, чтобы они рассказали о его переживаниях взрослому человеку, а он уже должен уговорить подростка пойти к специалисту.

Важно повышать психиатрическую грамотность как родителей, так и тех, кто работает с детьми

Следует информировать детей о том, что существуют анонимные телефоны для подростков, централизованные службы психологической помощи с открытым информационными стендами в местах учебных учреждений. С ранних лет необходимо формировать у ребенка навыки безопасного поведения, травматической настороженности и общей дисциплине поведения с целью профилактики несчастных случаев и шутинга.